✏️ ️Посты 🌍 Путешествия Подписаться 👍 Донат
🔍
👤
27 февраля 2018
Телеграм-интервью с Delta_atomic. Человек, который даёт в ваш дом электричество

Продолжаем наши разговоры с простыми, но интересными людьми в телеграме.

Сегодня у меня в чатике человек, своими руками запускающий ГЭС, ТЭЦ, и все остальные огромные штуки, которые дают вашим айфонам электричество в тот самый момент, когда вы читаете этот пост.

Выпуск получился немного гиковским, с кучей инсайдов из будней сурового сибирского энергетика. Хорошо поговорили про Теслы, УАЗы и путешествия по Сибири.



Комментировать

— Привет! Кто ты и чем занимаешься?

Сейчас я инженер-наладчик одной известной в своих кругах инженерной фирмы, которая занимается пуско-наладкой оборудования в электроэнергетике России и странах ближнего зарубежья.

Склонность ко всяким железкам и технике у меня с детства. Видимо сказалось то, что отец проработал в энергетике очень много лет и сейчас продолжает работать, принеся немало пользы нашей стране. Потому в доме всегда было много технической литературы и научных журналов, которые меня сильно захватили в детстве.

Так что выборов профессии особо и не было. Когда-то я хотел стать пилотом, но по здоровью не прошел бы комиссию, была серьезная травма в детстве. Потом были мысли поступить учиться на факультет летательных аппаратов, но что-то все же факультет энергетики пересилил и документы подал я только туда.

— Почему именно энергетика?

Ну, не только потому что вся семья в этой области, но еще и потому что энергетика сегодня — основа нашей цивилизации. То, без чего жизнь в современном обществе невозможна. Современный человек мало задумывается об этом. А представьте что было бы если сейчас исчезло электричество? Да вы даже в туалет не смогли бы сходить. Не говоря уже о приготовлении пищи, о теплом доме.

Особенно сейчас, когда большинство живет в городах в многоквартиных домах, либо в домах, зависимых от внешнего энергоснабжения. Простые и банальные вещи, о которых мы даже не задумываемся, зависят от наличия напряжения в розетке.

А ведь может произойти и такое, что оно исчезнет. И ладно если на несколько минут. Перерыв уже несколько часов уже может привести к необратимым последствиям.

Так что работа у нас точно будет всегда и при любом раскладе, без булки хлеба не останешься.

— Ты закончил Факультет Энергетики НГТУ, так? Как там? Легко поступить и сложно учиться?

На самом деле поступить весьма не просто. У нас был самый высокий проходной балл чуть ли не в городе — 274, как говорил декан (если я правильно помню). Недавно как раз на меня нахлынула ностальгия и я нашел в интернете фильм про 50-летие факультета, там как раз про это все рассказывали.

Но кому как. Мне повезло, потому что в наш год был последний год эксперимента ЕГЭ и еще можно было засчитать оценки, полученные в лицее. Мне как раз хватило моих оценок, чтобы спокойно пройти. Хотя я боялся, потому что был уже на самой границе бюджетных мест, но те, кто были выше, ушли потом на другие факультеты.

А вот учиться, я бы не сказал, что просто. С каждым годом сложнее. Но это если ты на самом деле хочешь разбираться в том предмете, который тебе преподают.

— Откуда такая конкуренция? Реально много желающих стать энертегиком?

Сам не знаю, самому всегда было интересно. Причем это сохраняется уже много лет.

У нас на факультете самая жесткая конкуренция была на специальность под названием "экономика в энергетике". Туда вообще адовый конкурс был.
Возможно он и делал всю статистику.

Зато из тех, кто поступил на факультет энергетики — почти все сейчас работают вроде даже по специальности (так говорят). Среди знакомых сокурсников так и есть — почти все устроились.

— Я полный ноль в энергетике и мне интересно — чем твои сокурсники сейчас занимаются? Ездят на ГЭС, строят турбины, или по офисам сидят схемы рисуют?

Кто как на самом деле. Кто-то устроился в эксплуатацию. Они как раз занимаются на производстве электроэнергии — следят за оборудованием. Кто-то работает в центре управления сетями, кто-то в диспетчерском управлении — они следят за режимом энергосистемы.

Большинство сидят по офисам и занимаются тем, что схемы рисуют, проектируют чего-то. В основном все разбежались по мелким проектным конторкам.

А есть такие как мы — кто ездят и занимаются строительством, наладкой, испытаниями. Таких меньшиство.

— Тогда время для рубрики «Сколько Зарабатываешь». В энергетике хорошо платят? Сколько получают все вышеперечисленные?

О своей зарплате я не могу говорить — это коммерческая тайна. Могу сказать, что больше, как и везде, зарабатывают всякие руководящие должности. Чем выше — тем круче. Кто наверху могут и за 200 тыс получать вполне. Мне так кажется, точных цифр не знаю.

Меньше всего зарабатывают низкоквалифицированные кадры — всякие слесаря, электромонтёры, обходчики. Слышал, на одной станции электромонтёр получает тысяч 20-25 в месяц.

Ну а те кто всяким проектированием занимается — имеют как в среднем везде. Наверное около 40-50 тысяч, может даже чуть больше. Зависит от контор.

(речь идет о Сибири, где средняя зарплата — 25 тыс рублей — прим. Вастрика для зажравшихся столичных друзей, которые могут смело умножать все цифры на два)



3 комментария
4
xm02

А у забугорных коллег, которые только по чеклистам работают, какие ЗП-шечки?

4
All

В Новосибирске зп много выше, чем 25, даже по официальным данным 32. Молодые спецы от года опыта не в it получают в районе 45, в it понятно больше. Официантки по разному, в районе 40

3
vas3k

All, про 32 пишут СМИ во время квартальных премий и других всплесков. Средняя в остальные так и остается в районе 25: https://novosibirsk.trud.com/salary/872.html Айти вообще не показатель, ни в одной стране айтишники среднюю не получают. Официантки по 40 — это в другой вселенной. Даже в Москве столько не каждая получает, если брать чистую з/п без чаевых.

— Давай о вас, пуско-наладчиках. Я так понимаю, вы приходите на стройку условной ТЭЦ и смотрите кто где накосячил?

Среди пуско-наладки тоже есть деление. Сейчас расскажу.

Например вот приняли решение построить электростанцию. Начинаются изыскания. Всякие геодезисты ищут место для строительства. Затем проектный институт делает проект. Он включает в себя всё: строительные части, электрические и всякие другие части — очень много документации.

Затем по этой документации начинают строить строители и монтажники. Строят здания, варят трубы, устанавливают оборудование.

Когда основной каркас собран — начинается прокладка кабелей, расстановка всякого управляющего оборудования. По сути создание «нервной системы» будушего объекта. На этом этапе начинается самое интересное. В дело вступает пуско-наладка.

Во-первых, мы должны найти ошибки проектировщиков. А они ошибаются, и, к сожалению, очень часто. Иногда бывает так, что уже все сделано по проекту, а мы попали сюда слишком поздно. Приходится изворачиваться :)

Затем найти ошибки монтажников — они тоже люди, тоже ошибаются. Например, какой-нибудь кабель окажется заведенным не туда, или механизм собран криво.

Затем мы уже занимаемся финальной настройкой оборудования и испытаниями. Проверяется все взаимодействие. На этом этапе тоже очень часто выявляются проектные косяки — например в программном обеспечении. Либо банально что-то забыли нужное.

Сами наладчики делятся на электриков — это нас. Мы отвечаем за электрическую часть. Это схема выдачи мощности, трансформаторы, генераторы, и всякое вторичное оборудование — насосы, выключатели и т.д.

Турбинисты — те, кто отвечают за турбинную установку.

Технологи — отвечают за технологию, всякие трубы, паропроводы.

Котельщики — тут понятно думаю всё. (нет — прим. Вастрика)

Химики — отвечают за системы химической очистки и водоподготовки.

Киповцы так называемые и асушники — они отвечают за измерительные приборы и систему асу-тп (автоматического управления техпроцессом — прим. Вастрика для гуманитарных друзей).

— Про ошибки всегда было интересно. Как вы с ними боретесь? А если косяк скрытый и через пол года ебанёт?

Ошибки нужно выявить на этапе пуско-наладки. Здесь недопустимо, чтобы через полгода е?@*уло, как ты говоришь.

Выявляются они разными способами. Ошибки монтажа выявляются прозвонкой — прям реально берешь и протыкиваешь каждую клемму, каждый проводочек на соответствие схеме. Плюс еще саму схему надо проверить, прогнать в голове на адекватность, может тоже неправильно быть.

Проверяется даже изоляция. Каждый кабель испытывается повышенным напряжением, вдруг где не так разделку кабеля выполнили, порезали случайно. Это как раз из серии — через полгода шарахнет.

Но и это не панацея. Всех повреждений, как показывает практика, таким способом определить невозможно. Спасает только периодический контроль и системы мониторинга.

— А что на счет всяких микросхем и ПО, которое программисты пишут? Они любят накосячить, я по себе знаю.

Сложные устройства, вроде микропроцессорных всяких, проверяются подачей испытательных сигналов от постороннего источника (как если бы оно работало в реальности) и создаются условия для его срабатывания.

Так проверяется корректность логики и заводской монтаж. Заводчане тоже ошибаются, порой очень забавно. Был случай, когда пришлось заниматься наладкой 20 ячеек 6 кВ и среди них не было ни одной одинаковой. Даже монтаж по одной схеме выполнили по разному — будто разные люди делали.

В общем, тестирование реально полномасштабное. Так можно ошибки программистов выявить. Некоторые вещи можно проверить только уже на ходу, когда энергоблок в сети и выдает мощность. Иного пути нет.

Кстати, насчет программ. Бывали такие случаи, когда ты потратил пару недель, чтобы проверить всю логику например терминала защит энергоблока, и находишь косяк в ПО. Пишешь разработчикам чтобы исправили — тебе присылают новую прошивку, бегло проверяешь, а они починили одно и сломали то, что уже проверено.

И после таких случаев теперь я и коллеги всегда после обновления прошивки, любого ПО, проводят снова полную проверку всего заново. Доверия программистам нет.

— Долго такие испытания идут? Месяц/год? Всё это время вы живёте на ТЭЦ где-нибудь в заполярье?

Бывает, что весь процесс затягивается и на пару месяцев и на почти год. Всё зависит от объекта. Вот последний мой объект продолжался почти 4 месяца.

— И ты там всё время провёл?

Да, всегда жить приходится рядом.

Если в заполярье — то едем туда и как-то живем. Работа требует непосредственного присутствия. Однажды мы запускали энергоблок 2 месяца. Работали без выходных по 10-12 часов в сутки.

Испытания, когда начинаются, могут идти сутки или даже больше. Имеются ввиду уже испытания с набором оборотов, первым розжигом, запуском, первой синхронизацией, испытаниями системы возбуждения, например.

И все время ты должен быть там. Поспать даже редко удается. В ночь, кстати, даже лучше работается. Как-то тише, обстановка спокойнее. Нет всяких монтажников, маляров и других людей, которые норовят тебе помешать.

Обычно оно как — придешь, разложишься, как в помещение сразу набежит куча народу. Вдруг всем надо срочно именно здесь сверлить стены, прокладывать кабель или красить железные конструкции.

— Я дилетант, но что такое синхронизация?

Ну, мало кто не знает, в розетке у нас переменный ток частотой 50 Гц (в некоторых странах может быть 60). В России и в других больших странах созданы энергосистемы — это когда несколько электростанций объеденены в одну сеть и работают на общую нагрузку. Это удобно. Выход из строя одной станции не приведет к отключению потребителей.

Все электростанции в сети работают синхронно — то есть в фазе, на тех самых 50 Гц. Синхронизация — это и есть процесс включения станции в сеть на параллельную работу со всеми. Синхронная работа позволяет равномерно распределять нагрузку и экономить топливо.

Для этого нужно чтобы выполнялись три условия:

  • напряжение генератора должно быть равно напряжению в этой точке сети
  • частота генератора должна быть равна сети
  • фаза напряжения генератора должна быть равна фазе сети

Опасно включать генератор на разность фаз (считай в противофазе). Будет очень серьезный электродинамический удар, что может привести к поломке и аварии.

— То есть если выключить электростанцию, то потом придется синхронизировать её со всей сетью заново? А как тогда работают ГЭС, которые постоянно турбины включают-выключают? Им же нельзя постоянно воду лить, закончится.

Ну электростанцию не выключают совсем. Совсем — это значит посадить на ноль, что недопустимо и приведет к полной потере технологического процесса. Повторный запуск может занять много часов.

Обычно она продолжает работать на собственные нужды, либо берет энергию из сети. Да, потом генератор нужно синхронизировать заново, но это процесс быстрый на самом деле — несколько минут.

А ГЭС — она выполняет как раз регулирующую функцию, так и должно быть.

(ГЭС включают когда сети нужно больше энергии (заводы проснулись), и выключают когда не нужно, хоть в тот же день — прим. Вастрика).

Агрегаты на ГЭС — высокоманёвренные, они созданы для того чтобы постоянно работать в таком "рваном" режиме. Запуск гидроагрегата занимает пару минут, плюс синхронизация как раз в это время укладывается. Если нужно срочно, есть даже режим самосинхронизации — когда просто включают генератор в сеть без подгонки, подают возбуждения и он сам втягивается в синхронизм. Но на практике это ооочень редко используется.

Сейчас всё делает автоматика. Участие человека минимально. На старых энергоблоках смена может составлять человек 50-70, на новых же достаточно 5-8.

— И что ты запускал в последний раз?

Это была газотурбинная установка мощностью 80 МВт в Калининградской области (2 штуки даже). Они нужны для покрытия пиковых нагрузок в энергосистеме, на случай если Калининградская область окажется в энергетической блокаде.

Страны Европы вокруг уже давно собираются отключить все линии, через которые идет энергия из России, таким образом отвязаться и самим от российской энергии.

Но дальше идёт информация, которую я не могу разглашать. Вцелом везде подход одинаковый.

— Гостайну надо охранять, ладно. Расскажи были ли у тебя какие-то аварии на работе? Может взорвал чего?

Однажды мы работали в распределительном устройстве и рядом произошло в соседней ячейке короткое замыкание кабеля. Мало приятного. Прямо настоящий взрыв.

Обычно на новых объектах не так опасно, как на какой-нибудь старенькой действующей станции. Там, например, может лопнуть паропровод высокого давления, в момент когда ты будешь мимо него проходить. Может просто быть свищ в нем — его даже не видно и не слышно. Ты пройдешь, а тебя разрежет пополам струёй пара.

Мужики как-то рассказывали на какой-то станции обходчик только спустился с котла и услышал хлопок — лопнул паропровод острого пара на 575 градусов как раз там, где он проходил пару минут назад.

Может произойти любая авария — пожар, взрыв, взорваться трансформатор. Да просто сам можешь ошибиться. Банально одно неверное движение и ты поджаренный труп. Ну или запнуться и свалиться с высоты, скатиться кубарем по крутой лестнице, переломав руки и ноги.

Опасностей очень и очень много. Чтобы такого не было на каждом объекте созданы службы охраны труда.

— Служба охраны труда следит чтобы вы пальцы куда не нужно не совали?

Ищет нарушителей техники безопасности и наказывает :) Представь, ты находишься в машзале, где работает кран, и забыл надеть каску — это страшное нарушение. Накажут.

Вообще каска вещь полезная. Сколько раз она спасала мне голову, когда идешь где-нибудь среди труб и ненароком ударяешься головой об них.



Комментировать

— Много у вас на объектах европейского оборудования? Какой процент условных Сименсов?

Смотря какой объект, везде по-разному. Бывает, что почти все оборудование российское. А бывает и всё зарубежное. Зависит только от фантазий проектировщиков.

В академгородке вот есть компания, выросшая из института автоматики и электрометрии, называется Tornado Modular Systems. Они делают вполне крутые системы АСУТП, много на каких объектах они внедрены. Например, весь 6-й энергоблок Новосибирской ТЭЦ-5 управляется их системой.

Конкретно торнадовская система отличается от Сименса идеологией и способом связи между модулями. Если я правильно помню, торнадовцы используют промышленный Ethernet, а у Сименса свой протокол ProfiBus.

— Щас сюда набегут интернет-эксперты и начнут орать, что наши ничего делать не умеют, технологии все советских времен, а вот сименсы — дорого-богато. Что им ответишь?

Это просто люди, которые стали жертвой пропаганды,которая говорит, что в России всё плохо и ужасно. На самом деле всё далеко не так. Есть такой сайт — sdelanounas.ru, советую изучить.

Есть, например, такая фирма НПП ЭКРА — ведущий производитель микропроцессорной релейной защиты и автоматики в России. Их разработки ничуть не хуже, а то и лучше иностранных. Сейчас они много где применяются.

Паровые турбины у нас умеют делать очень качественные. Генераторы у нас еще хорошие. Тоже далеко ходить не надо — вон завод ЭЛСИБ, жив и здравствует. Недавно они новую модель турбогенератора выпустили для применения специально совместно с газотурбинными установками.

Хотя в чем-то они и правы. Технологии производства используются советские. Но с того времени ничего просто лучше и не придумали в этой области. Турбогенераторы везде во всем мире — это ручная сборка.

— Давай еще про энергетику Европе. Как к ней ваши относятся? Что круто, что говно?

Я еще не со всем буржуйским оборудованием поработал, но многие вещи повидал.

В целом у них есть интересные вещи и разработки. Неплохие они терминалы делают. Довольно законченные хорошие продукты. АСУ-ТП у них неплохие. Элегазовые выключатели высоковольтные, трансформаторы.

В Европе как-то качество выше продукции. Но в целом сейчас отставание ликвидировано и наше оборудование уже много в чём даже превосходит иностранное. А по части программного обеспечения наши вообще всегда превосходили. (псс, программисты, вам тут респектуют — прим. Вастрика)

Наши молодцы, стараются идти в ногу со временем и разрабатывать конкурентноспособные продукты на мировом рынке. У нас вот очень сильны технологии атомной энергетики — она у нас лучшая в мире.

Релейная защита и автоматика у нас очень развита, управление энергосистемой, противоаварийная автоматика тоже. Некоторых вещей и понятий за рубежом даже нет до сих пор.

А еще различие в философии.

— Философии?

Ну, я больше специалист по релейной защите. Так вот у них философия всех этих защит немного иная. Сам подход к проектированию и наладке иной. Из-за чего бывают проблемы.

Например, буржуйский специалист чуть что — сразу звонит в свой инженерный центр за консультацией. Его научили работать по чек-листам и все. Если какая-то нестандартная ситуация — сразу теряется. Наши же люди как-то умеют выкручиваться на месте.

— А есть конкретные вещи в Европе, на которые вы смотрите и говорите «фу, ну вы и дикие», либо наоборот — «о, вот бы у нас так делали»?

Мне вот лично нравится дизайн их устройств — всяких панелей, лампочек, кнопочек. Как-то все у них выглядит красиво. А у нас же порой смотришь — ну убожество какое-то получилось.

Еще них хорошо с эргономикой. Интерфейсы в программах красиво выглядят.

— А в России что лучше?

Ну вот наши тоже сейчас тоже стараются делать красиво. Так, что одного взгяда на монитор хватает, чтобы понять в каком состоянии сейчас система.

Наши были всегда сильны в научной стезе. Многие вещи были сделаны у нас впервые. Например знаменитая линия 1150 кВ — спустя почти 30 лет только Китай приблизился к такому. А у нас, к сожалению, из-за распада СССР она оказалась не нужна. Ведь великая была идея-то :(

Зачем гнать через всю страну кучу составов с углём, когда уголь можно сжигать прям на месте его добычи в мощных энергоблоках, а полученное электричество уже гнать по высоковольтной линии туда, где оно нужно.

— Может есть смешные истории сотрудничества с европейскими коллегами?

Знаю только на уровне баек. Рассказывали мужики, как решили подшутить над немецким коллегой и врубили раммштайн на всю катушку :D

Он правда, юмора не понял.

— Значит вы умеете развлекаться?

Конечно. Например, вот на последнем объекте, ребята, которые проверяли систему оповещения, врубили через неё крутой джаз на всю станцию. Под музыку как-то сразу и работать стало веселее.



3 комментария
2
Kato

Между прочим чтобы вы понимали масштаб линии с 1150кВ вместо одного провода для одной фазы используют то ли 8 то ли 16 парелельных проводов, которые расположенны на равном расстоянии образовуя цилиндр диаметром с метр, по байкам моих преподов в универе.

3
IozI

Kato, слышал такие байки... в твоем же универе)

2
serg

Бывал я тут в лаборатории Сименс в Европе с их АСУ. За 8 лет они от простого автоматического управления производством перешли к полностью интегрированным в бизнес решениям. Сейчас завод в автоматическом режиме сам решает, когда ему экономически выгодно работать. Так сказать сейчас упор идёт больше на автоматизацию менеджерской работы больше, так как в самих АСУ-ТП не сильно что-либо меняется.

— Давай побомбим про «зеленые технологии». В Европе на них огромные ставки делают, в Германии уже 25% энергии зеленой. В России только к какому-то там 2035 году хотят довести этот показатель до 3%. Как ты относишься ко всей этой затее?

Мне кажется, что в наших условиях холодов и вечной зимы это никогда не будет актуально.

— Знакомая песня про «климат не тот». А ветряки, например?

Ну ветряки можно где-нибудь использовать, где есть ветра. Но процент добываемой с их помощью энергии будет не особо высок. Невыгодно.

— Европа вот закрывает АЭС и херачит везде ветряки. Дурь или есть смысл?

Мне кажется дурь. Ветер — вещь не постоянная. А что если с климатом будут проблемы? Никто на самом деле не знает, что творится с погодой.

Да и нельзя говорить о зеленой энергетике, отапливаясь газом. Пусть тогда и обогрев своих домов от ветряков сделают — тогда да, воистину зеленая энергетика будет.

— Слышал байку, что строительство ветряка влияет на природу даже хуже, чем выхлоп современной ТЭЦ. Врут?

Нет, не врут! На самом деле ветряк очень плохо влияет на окружающую среду. Нам еще на занятиях в университете на парах по экологии рассказывали про это. В Европе как раз с этим столкнулись — вокруг городов понастроили ветряков, в городах стал дольше задерживаться смог.

Плюс от них очень сильный уровень аэродинамического низкочастотного шума. Рядом с ними очень неприятно находиться, вся живность с этих мест убегает. Не любят они такие звуки.

Прим. Вастрика: тоже слышал этот стрёмный звук когда гулял по полю ветряков. Вот запись. Ужасающе, только вслушайтесь:

— А что думаешь про Теслы и другие электромобили. За ними будущее?

Отличный вопрос. Вот смотри. Взять, например, автомобиль жигули — мощность его двигателя 55 кВт. Чтобы ехать пару часов на средней скорости в 60-70 км/ч — надо иметь аккумулятор 55 кВт*ч.

(у Tesla Model S P90D аккумулятор на 90 кВт•ч, что отражено в названии — прим. Вастрика).

Сколько там у нас машин в Новосибирске? Пусть около 300 тысяч (примерно так и есть, может чуть больше). Представим, что все они жигули.

300000 x 55 = 16500000 кВт*ч электричества надо чтобы пополнить батареи этих машин. Чтобы они могли доехать от дома до работы и обратно. Это очень упрощенный расчет, но тут важен порядок цифр.

16 ГВт электричества за час нужно этим автомобилям, чтобы зарядить все аккумуляторы. Пусть даже они равномерно весь день все заряжаются, что не бывает, но 16/12 = 1,333 ГВт. Это считай нужно еще 1400 МВт энергоблоков в энергосистеме Новосибирска.

То есть нужно построить еще 2 ГЭС, либо еще одну ТЭЦ-5.

Теперь представь в масштабах всей России — нужно построить еще столько же электростанций, сколько уже имеется, чтобы обеспечить такой уровень потребления.

На самом деле ничего плохого в этом нет. Можно использовать атомные — энергия тогда будет вообще экологически чистая. Просто на это все нужно время. Переход просто нужно осуществлять постепенно, возможно, не одно десятилетие.

Но в целом да, за электротягой будущее. Просто если сейчас все вдруг внезапно пересядут на электротягу — им просто не хватит электричества.

А так мы только за! Нам же работа прибудет!



3 комментария
2
Клавдий V

на видосе в крике есть буква хэ или нет?

2
Kato

Про Европу и зеленые технологии. Для отопления они развивают геотермальную энергетику и даже отапливают небольшие районы с таких штук. А про непостоянство ВИЭ это да, есть такое, решается наличием маневровых мощностей (ГЭС, ГАЭС) и всякими SmartGrid, ну и объединением в единую энергосеть конечно.

2
serg

Читал ещё, что из-за ветряков происходит эрозия почв. Так же есть и проблемы с перелётом птиц. В некоторых странах отключают ветряки на время перелёта птиц.

— Давай немного оффтопа. Вот ты энергетик — дома проводку сам делал?

На даче да, с нуля, щитки распреедлительные собирал сам. Дома переделывал за строителями много чего. Переделывал как мне надо было, плюс исправлял ошибки. Они умудрились в клеммной коробке в потолке фазу с нулем соединить.

Сейчас вот планирую некоторые вещи дома автоматизировать, да и на даче попробовать. Подумываю делать нормальную систему отопления с дистанционным управлением. Конечно, такие системы уже есть, но что-то хочется сделать своими руками, на каком-нибудь микроконтроллере нормальном, промышленном.

— Ты мне проще скажи, какие розетки домой ставить — отечественные или немецкие?

Я у себя поставил шнайдер электрик — у них довольно неплохое качество. И заводы уже в России есть. (у меня дома тоже все шнайдеровские, еее — прим. Вастрика)

— Ладно. Слыхал ты убежденный УАЗовод. Расскажи как так вышло, почему именно УАЗ, тебя заставили?

Я задам встречный вопрос. Почему в обществе сейчас считается по-умолчанию, что русская машина — плохая машина? Вот почему?

— Потому что они деревянные, устаревшие и опасны для окружающих. Уровень комфорта как у железной бочки, управление на уровне «чудом не в кювете», про безопасность вообще молчу — при ДТП внутри все погибают с вероятностью 146%.

Ну насчет современного УАЗа я бы не сказал, что у него какой-то плохой салон, плохой руль или управление. Нормальная современная машина.

У меня у родителей дачу в пригороде, а туда не очень хорошая дорога, которая еще и становится хуже с каждым годом. Поэтому решено было брать джип. А из новых джипов более-менее доступен только УАЗ.

У меня есть принцип — брать только новые машины с завода. Не люблю я б/у, это кот в мешке. На заводскую машину есть хотя бы гарантия 3 года. А прикинь, купишь тачку и через месяц у тебя стуканет двигатель. (слив защитан, пошел снова оплакивать тот ремонт на 1500 евро — прим. Вастрика)

Если с гарантийной такое случится, тебе скорее всего заменят двигатель или тачку даже.

У нас в семье уже была российская машина — жигули. Вполне надежный агрегат, кто бы что ни говорил. Да, по мелочи ломалась, как любая машина, но ни разу еще не было, чтобы её на веревке тащили на ремонт. Никогда.

Так что вот выбор пал на Патриот. Машина большая, джип, места много. И, что немаловажно, высокая. Важно для безопасности. Вероятность уцелеть в случае лобового столкновения с каким-нибудь меньшим транспортом выше.

Сейчас я проехал почти уже 70 тыс км, даже побывал на нём в соседней стране. Мне нравится. Это прям пожиратель миль настоящий — едешь и наслаждаешься. Вот правда, нисколько не устаешь за рулем. Подвеска давным давно изобретенной конструкции идеально приспособлена для наших дорог — все неровности проглатывает, за 50 тыщ км приработалась и стала мягче.

Даже на высокой скорости машина идет как по рельсам. Так что всякие мифы о том, что уазом невозможно управлять — это все брехня. Либо у людей неверно настроен развал-схождение, либо гидроусилитель стоит не в нуле. Иначе да, рулежка становится такой, будто ты едешь на старом мазе и пытаешься поймать машину на трассе.

Мелкий всякий ремонт делаю сам, мне это даже доставляет удовольствие. Да и как-то стыдно иногда с мелочью ехать в сервис, времени гораздо больше потеряешь и средств.

Зимой вообще классно — все дороги замело, все стоят в пробке, а ты едешь по частному сектору спокойно и вовремя приезжаешь на работу, там где любая другая машина после ночного бурана застрянет.

— Там новый Патриот вышел, будешь брать? :)

Скорее всего да. Но пока этот жив — буду его поддерживать. В ближайшие пару-тройку лет не планирую менять, мы еще много где не побывали.

Машина, кстати, очень удобна для дальних поездок. Для всего найдется место. Даже засунуть 3-4 сноуборда внутрь не проблема.

— Ладно, отстал. Расскажи как ты проводишь в свободное время? Как отдыхают энергетики?

Свободное время? Его маловато.

Вообще по-разному. Занимаюсь строительством на даче, путешествую на машине, читаю книги. Люблю фотографировать на плёнку. Зимой езжу кататься на лыжах и сноуборде. Тот же Алтай.

— Путешествуешь по Сибири? Это реально вообще?

Ну а почему бы и нет? У нас в Сибири есть что посмотреть. Например, город Томск — в нём очень красивая и своеобразная архитетура. Местами прям создается впечатление, будто ты в Питере или в Прибалтике

В Новосибирской области есть много красивых мест, красивой природы, куда я еще только планирую съездить. Да даже просто стоит прокатиться и понасдаждаться видом из окна.

Вот пару лет назад с братом возвращались с Алтая в Кемерово по трассе Алтай-Кузбасс. Совершено невероятная дорога — второй такой в мире нет!

Есть трасса М-52, которая входит в десятку самых красивых автодорог мира. Это та самая дорога в Монголию через Алтай.

Представляешь, всего каких-то 180 км от Новосибирска начинается просто натуральная непроходимая тайга и дорога в ней, сквозь сопки, овраги, построенная по бывшей железной дороге.

Причем никакого жилья не будет порядка 120 км, ни сотовой связи, ничего. А тайга там просто поразительная!

— В Сибири-то есть что посмотреть, но инфраструктуры ноль. Дорог нет, остановиться негде, заправки раз в 500 км. С палаткой в тайге что-ли выживаешь?

Ну как это дорог нет? Сейчас у нас дороги в очень приличном состоянии, по сравнению с тем, что было раньше. Федеральные трассы в порядке.

Стараюсь спланировать поездку так, чтобы останавливаться в крупном городе, в какой-нибудь гостинице. Ну а если совсем никак, можно переночевать в машине.

Заправки сейчас тоже почти везде. Ну, кроме таких мест как Алтай. Там вот можно уехать так, что вообще их не будет. Однажды ездили на Алтай с братом — пришлось взять с собой 4 канистры с бензином, они все пригодились.

Но в остальных местах всё хорошо. Даже больше скажу — на заправке сейчас можно нормально поесть и сходить в туалет даже.

— Ну прям цивилизация пришла. То есть ты бы рекомендовал всяким мажорам из столиц покупать УАЗы и ехать путешествовать в Сибирь? Как к этому подготовиться?

Ну а почему бы и нет? Проверить себя.

Просто всякие ссыкуны как раз очень рискуют у нас в Сибири, когда едут в соседний город, не имея в багажнике ни троса, ни знака аварийной остановки, ни набора инструмента простейшего, чтобы банально сменить колесо, ни даже канистры с бензином. Как так можно, вообще не понимаю. В дороге всякое может случиться.

Вот буквально на прошлой неделе был я в кемеровской области, решил остановиться долить омывайки в бачок, закончилась. Остановился на обочине в поселке. Только притормозил и бабах, машина начинает резко заваливаться на правый бок. Крен по-моему был больше 45 градусов. Оказалось, что колёсами попал в канаву какую-то, которую под снегом не было видно.

Лёг на оба моста. Откапываться очень долго, проще достать трос. Проезжающий мимо Камаз спокойно меня выдернул.

— Отлично. Предлагаю на этом закончить. Когда опубликую пост, будешь в комментах отвечать на вопросы?

Конечно. Жду вопросов :)



1 комментарий
2
ilfa

Ну с устойчивостью у Патриота не то чтобы все в порядке было. Лично видел, как девочка знакомая на повороте перевернулась.

Комментарии 👇
s_mordvinov 28 февраля 2018 в 08:16 #
4

Ну или запнуться и свалиться с высоты, скатиться кубарем по крутой лестнице, переломав руки и ноги. Бля, я так в апреле чуть не свалился с 5-метровой лестницы на багерно-насосной станции ТЭЦ-5 как раз. (кстати, не принимал участие в запуске, случайно?) Нога поехала, начал уже "лететь", в последний момент каким-то чудом намотался рукой на поручень. Заработал огромную гематому от локтя до плеча, не мог нормально руку поднимать 2 недели. Прочитал сейчас, аж опять затрясло. В тот раз пару часов после ещё тошнило - адреналин ебашил.

s_mordvinov 28 февраля 2018 в 08:18 #
0

Генераторы у нас еще хорошие. Тоже далеко ходить не надо — вон завод ЭЛСИБ, жив и здравствует. Очень радовался, когда приезжал на объект в Амурской области и видел там ЭЛСИБовское железо. Мелочь, а приятно. И работают советские установки тоже сильно больше планового срока эксплуатации. Это, конечно, плохо, что их не заменяют, с одной стороны, с другой - радуешься, что умеют-могут.

s_mordvinov 28 февраля 2018 в 08:20 #
0

Теперь представь в масштабах всей России — нужно построить еще столько же электростанций, сколько уже имеется, чтобы обеспечить такой уровень потребления. В этом плане особенно интересно понять, что будет уже совсем скоро делать Европа, где процент электрокаров заметно растёт с каждым годом. Особенно в регионах, где всё держится на ветряках.

Delta_atomic 28 февраля 2018 в 08:43 #
5

кстати, не принимал участие в запуске, случайно?) лично я нет) когда она пускалась - меня даже в планах не было, ну а 6й блок вроде не так давно пускали, но я еще был совсем-совсем мелким >в последний момент каким-то чудом намотался рукой на поручень. во-во-во. обычно еще на старых станциях эти лестницы могут быть в масле, или в угле или еще в каком-нибудь говне. ноги запросто могут соскользнуть и ты поехал вниз на попе черти куда, а если нога застрянет в ступеньке - то точно можно коленки переломать... я так несколько раз запинался сам и летел вниз, успевал схватиться за поручни и повиснуть, один раз сильно ударился ногой уже внизу, так, что отбил себе ступню и она долго не чувствовала. еще можно просто провалиться в банальную дыру какую-нибудь. Однажды шел по 20й отметке (там где турбина стоит) и зацепил каской какой-то вентиль, с каски слетели наушники шумозащитные и полетели вниз. на -3ю. нашел их в итоге по частям под каким-то насосом в луже дерьма... но собрал. > Очень радовался, когда приезжал на объект в Амурской области и видел там ЭЛСИБовское железо. Мелочь, а приятно. ЭЛСИБовское железо будет и калининградскую область обеспечивать энергией. Харьковские гидротурбины ПАО Турбоатом вообще лучшие в мире. хоть и в 404, но все равно это наши. наши технологии все. <В этом плане особенно интересно понять, что будет уже совсем скоро делать Европа, где процент электрокаров заметно растёт с каждым годом. Особенно в регионах, где всё держится на ветряках. будут вынуждены запускать снова АЭС. Ибо ветряков явно не хватит на такие цели. Солнечная энергия.... ага. давайте (как говорят) в сахаре половину пустыни застроим кремниевыми батареями (во первых при производстве кремния еще много каких загрязнений появляется), а во вторых пустыня Сахара - она по сути как печь. видимо благодаря ей возникает циркуляция в атмосфере тоже. все взаимосвязано. А теперь печки не будет, либо она станет меньше - сразу может измениться климат на всей планете. А как он изменится - никто не знает. Представьте, что в горах Алтая перестанет идти снег - тогда Обь со временем исчезнет. так-то ГЭС фактически выходит это тоже солнечная энергия. солнце нагревает атмосферу - перемещаются водные массы в виде пара, выпадают снегом - снег тает - вода течет вниз с гор. В общем, вся эта альтернативная энергетика в промышленных масштабах еще совсем непонятно какое влияние имеет на климат. и изменения могут быть вообще непредсказуемые. Ветряки уже же меняют ветра. Выход - ядерная энергетика, освоение термоядерного синтеза. А вот, например, сделать отопление своего дома на солнечной энергии - совсем неплохая идея, или получать электричество от солнца тоже у себя дома тоже неплохо. Но на езду этого количества энергии точно не хватит.

s_mordvinov 28 февраля 2018 в 09:14 #
3

Однажды шел по 20й отметке (там где турбина стоит) и зацепил каской какой-то вентиль, с каски слетели наушники шумозащитные и полетели вниз. на -3ю. У меня так очки в теплотрассу разрытую во время съёмки улетели. Траншея глубиной метров 5, грязища. Пришлось мужиков-сварщиков просить доставать. Неловко было.

xm02 28 февраля 2018 в 17:58 #
3

А как же вопрос не про теслу, про того самого Теслу? Правда, что он как-то хитро мог энергию передавать без проводов? Это ж какая экономия была бы, и никаких тебе тысяч километров на 1150 кВ.

Delta_atomic 01 марта 2018 в 02:27 #
2

А как же вопрос не про теслу, про того самого Теслу? Правда, что он как-то хитро мог энергию передавать без проводов? Это ж какая экономия была бы, и никаких тебе тысяч километров на 1150 кВ. Мог, это и сейчас возможно - только КПД такой передачи очень уж низкий.. да и не хотел бы я попадать в электромагнитное поле между передатчиком и приёмником. Сейчас эта технология применяется как беспроводные зарядки для телефонов.

Delta_atomic 01 марта 2018 в 02:32 #
2

Но это в случае индуктивной связи Можно еще и электростатическую сделать - тогда все будет в сильно электростатическом поле, что тоже не есть хорошо для здоровья еще можно передавать лазерным лучом или микроволнами ..... идеи крутые, они даже работают - но интересно, что будет с человеком, если он попадет в такой мощный пучок плотного потока энергии?

Alexey 02 марта 2018 в 18:53 #
5

Уснул в процессе чтения про важность профессии электрика.

Shrike 03 марта 2018 в 13:10 #
4

"УАЗ - надёжный автомобиль, а мелкий ремонт я делаю сам" Это очень смешно. С другой стороны, на такую зп не разгуляешься, проще верить, что у нас всё хорошо. Ну а уж теперь с ядерными ракетными двигателями вообще заживем.

vadipp 03 марта 2018 в 16:17 #
3

Спасибо, интересно почитать про то, как другие люди работают :)

Delta_atomic 13 марта 2018 в 10:19 #
4

Shrike, почему же смешно? Мол надежность и мелкий ремонт несовместимо? Ну под мелким ремонтом я имею ввиду замену расходников, лампочек, всяких там ремней, роликов натяжных - вещей которые имеют свойство изнашиваться и требуют замены. И это нормально. Мне смешно когда мужик приезжает в автосервис, чтобы заменить лампу в заднем фонаре. В инструкции на машину все расписано как это сделать.

[waZZup] 06 апреля 2018 в 07:44 #
2

А вот про уверенность в безопасности УАЗа, особенно при лобовом столкновении - это уже точно не смешно. Шредер для человечинки. Одумайтесь...

[waZZup] 06 апреля 2018 в 07:45 #
0

А интервью занимательное, спасибо! :)

Delta_atomic 10 апреля 2018 в 17:24 #
3

А вот про уверенность в безопасности УАЗа, особенно при лобовом столкновении - это уже точно не смешно. Шредер для человечинки. Одумайтесь... ===== Тут больше дело в массе. Вероятность встретить такой же УАЗ или фуру в лоб все же меньше, чем встретить какой-нибудь очередной ошалевший Марк-2 Вообще тогда надо ездить на УРАЛЕ - 100% пассивная безопасность. 10 тонн железа и длинный капот)

alex_mesh 27 декабря 2018 в 12:55 #
2

в каком году из ФЕНа выпускался? Какой поток?

Mike 09 января 2019 в 11:52 #
3

Про хайпожорские «Теслы» забыли сказать самое главное — аккумуляторы же нужно потом как-то утилизировать. Экологических проблем получается не меньше, чем с ДВС.

Delta_atomic 30 сентября 2019 в 18:46 #
3

ох это было давно.... 2014й год кажется)))) А про теслы - да... проблема утилизации литиевых батарей сейчас стоит остро. Но про неё почему-то принято умалчивать. недавно возникла мысль - а что если перевести весь транспорт на водород? можно обойтись минимальными переделками . а водород получать в промышленных масштабах на атомных электростанциях с дешевой энергией. Чтобы получить 1 кг водорода нужно затратить 4,7 кВт*ч энергии. столько же выделится при сгорании этого килограмма 1 кг водорода в 14 раз более энергоёмок чем 1 кг бензина - чем не аккумулятор будущего?

Еще? Тогда вот