Пища для обсуждения: браузеры
28 января 2015 :: 26 комментариев :: 28366 просмотров :: 1202 слова

Вчера бывший СЕО Opera Software, ушедший оттуда в 2011-м году из-за разногласия с советом директоров, представил новый проект — браузер Vivaldi, который даже своим названием намекает на то, что это финальный гвоздь в гроб некогда занимавшего второе место по популярности в России браузера.

Учитывая, что анонс на хабре написал сам Shpankov, старая гвардия оперы снова в деле. Но этот пост не для перепечатывания пресс-релиза, этот пост спровоцирован теми эмоциями, которые вызвала старая и некогда любимая Opera, умершая в 2010-м и возродившаяся в своем первозданном виде в 2015-м. Опера Вивальди.

После анонса первая же мысль была — Vivaldi не будет популярным, он даже не доберется до былых вершин своего предшественника. Это в том числе твердят все аналитики. И не потому что рынок занят другими, игроки всегда уходят и приходят, а потому что развитие браузеров сейчас оправданно пошло в другую сторону. Начиная с Safari 8, затем новый Яндекс.Браузер, теперь даже Microsoft со своим Spartan четко показывают тренд ближайших лет. Браузер — окно в мир, и его задача быть как можно более прозрачным и невидимым, показать мир с наименьшими искажениями. Проще, быстрее, меньше функций. Бойня ближайших лет будет там, а никак не среди фаерфоксов, опер и других вивальди.

Очевиден главный аргумент — «людям насрать каким браузером они пользуются, они смотрят интернет». Что для большинства звучит почему-то не так нелепо, чем «людям насрать какой ОС они пользуются, им нужно работать», «людям насрать на какой машине они ездят, им нужно добираться до работы» и «людям насрать в каком доме они живут, им нужна защита». Мы же понимаем, что в зависимости от человека — на ту или иную вещь ему не насрать. Профессионалы, использующие это окно для своих целей, обязательно налепят на него горстку стикеров с задачами, нарисуют маркером схемы и выведут 3D карту местности.

Так вот гикам не насрать на браузер, так же как кому-то не насрать на какой машине ездить на работу. Потому Vivaldi — хоть и не миллиардная история, но весьма интересная для нашей маленькой тусовочки. Именно для этой тусовочки и написан этот пост.

Изначальная популярность Opera заключалась в ее крайне быстрой работе на медленных соединениях, а других в России в эпоху 00-х больше и не было. Движок Presto начинал рендерить страницу чуть ли не сразу после получения html, не дожидаясь ни скриптов, ни картинок, что создавало ощущение моментальной загрузки даже на сверхмедленных (у меня тогда было 32 Кб/с) соединениях. Обилие функций типа почты, RSS-ридера, закрепило дальнейший эффект, но никак не породила его.

Если почта и RSS в браузере были юзабельны в 2008-м, то сейчас это скорее функции для привлечения обратно той пары сотни воинствующих гиков, которые до сих пор скорбят о кончине и сидят на Opera 7 с кряком для отключения банера сверху.

По комментариям к любому анонсу на гик-ресурсах сразу видно, что попали в точку. Но потенциальная аудитория гиков намного больше, чем эта сотня странных людей, которые после вчерашних «опенсурс», сегодняшних «шифрование» и «прайваси», завтра выдумают себе новый моднейший buzzword и начнут скандировать его.

Гики с мозгами обычно имеют нормальную работу, высокие доходы и могут выбирать инструменты по удобству. Потому большинство из них давно на OS X, а там есть как нормальные почтовые клиенты, так и продвинутые RSS-читалки. Какой бы продвинутый почтовый клиент ни придумали в своем браузере, любой Gmail новым апдейтом уделает годы вашей работы только в путь.

Когда я увидел в Vivaldi кнопку отключения картинок, слайдер зума, кнопку «домой» — по моей щеке покатилась ностальгическая слеза. Они сделали фичи, которые в 2015-м абсолютно бесполезны, просто чтобы порадовать своих соскучившихся гиков, это так мило.

Но за некоторые старо-операвские фичи я действительно мысленно похвалил всех. Speed Dial — такое ощущение, что умеют делать нормально только эти ребята. Диалог скачивания файла с отдельными кнопками «Сохранить» и «Открыть» — я скучал по тебе. За кнопки вызова «Загрузок», «Истории» — хочу пожать руку всей команде. За вкладки слева/справа — я готов всем пива купить (несмотря на текущую цветовую гамму, от которой всё пестрит и нифига не понятно).

Сейчас всё это реализовано как раз на уровне Tech Preview, но я надеюсь, что ребята увидят в себе потенциал не только повторить оперу, но и подумать дальше. Учитывая общую адекватность старой команды Opera (в отличии от новой), я думаю они поймут это.

</p>

Еще в итогах года 2014 я вбрасывал идею, что стартовая страница браузеров способна на большее, потому этот пост для того, чтобы поднять браузерную тему на обсуждение вообще. Даже не ориентируясь на топик, что вам нужно от современного браузера, кроме прозрачного окна в мир?

Больше API для управления браузером

В Vivaldi весь заголовок окна меняет цвет в зависимости от цвета favicon'а сайта, ранее такую же фичу анонсировал Яндекс.Браузер. Не знаю есть ли какие-то стандарты для таких технологий, но даже если нет — нужно пойти по пути гуглохрома и сделать свои. Цвет заголовка — это только начало, почему бы не подумать дальше? Браузер — приложение, которое используют чаще всего и все.

Все говорят, что люди живут в своих смартфонах, гики точно так же живут еще и в браузерах. Страница может слать нотификейшены (как в последнем Safari), выводить количество новых статей в Speed Dial'е, анонсировать какой-то виджет сайдбара (раз уж он есть). Все вокруг кричат, что браузер — это только оболочка, но никто не может поддерживать API управления этой оболочкой.

Стартовая страница

В хроме я пользуюсь Momentum, потому что хромовская стартовая страница убога. Еще немного и они туда AdSense начнут вставлять. В комментариях подсказали Panda, которым я пользовался даже несколько дней, после чего вернулся обратно на Momentum потому что сильно отвлекало (хотя с удовольствием имел бы 2 стартовые страницы, переключаемые свайпом).

Стартовая страница становится аналогом десктопа. Даже я пока не могут отказаться от нее в сторону «Табло» Яндекса или аналога из Safari, потому что оно мешает в работе. Vivaldi сделал поддержку папок и переключение между страницами на манер OS X'овского Launchpad'а. С нотификейшенами, аналогия с Launchpad'ом становится еще более актуальной.

Но и этого кажется мало. Что еще может выводить стартовая страница?

Интеграция с соцсетями

Соцсети всех мастей стали бОльшей частью того, что мы делаем в интернете. Когда-то эту идею поднял браузер Rockmelt, который был куплен и по всей видимости закрыт Yahoo быстрее, чем о нем хоть кто-то узнал. Несмотря на корявую и довольно лобовую реализацию (ебальники друзей в сайдбаре) идея была достаточно занятной. Соцсети становятся «фоновым телевизором в другой комнате», даже те, кто просто смотрит там смешные картинки, чувствует физическую боль когда падает вконтакте. Интересно было бы подумать в сторону этой интеграции.

Это не обязательно ЧЯТЫ и ЛАЙКИ, мы же про гиков. Агрегатор ивентов с гитхаба, какой-нибудь workflow из продуктов Atlassian.

Нотификации и интеграция с мобилами

Уже каждый заявляет это, но ни один не умеет нормально. Хотя бы потому что ВНЕЗАПНО люди могут использовать разные браузеры на десктопе и на мобиле. Chrome, Safari, Яндекс, да и все остальные предпочитают годами пилить версии под все платформы и налаживать через них синхронизацию, когда юзерам нужно только одного — открыть эту страницу на этом устройстве ВОТ ПРЯМ ЩАС. Я даже поставил себе Pushbullet, который тоже глючит и работает через раз, но всё равно я стал процентов на 20 счастливее от того, что перед уходом в туалет могу пушнуть себе на айпад ссылку и продолжить ее читать. Особенно если это deep link в приложение.

Ваш вариант здесь...

Этот пост написан с одной главной целью — породить обсуждение. Я хочу собрать больше мнений по поводу как Vivaldi, так и гик-браузера в целом. Понятно, что дай гику волю, он из всего сделает emacs, но я предлагаю пообсуждать на концептуальном уровне, а не на уровне «давайте добавим туда аудиоплеер».

Еще? Тогда вот