Открыть изображение »
20 сентября 2016 :: 52 комментария :: 4904 просмотра :: 2280 слов
Лайк к селфи, мемасик в твиттер, роскомнадзор. Смешные картиночки, политика, фитоняшки и Energy Diet. Сфотай самолет в аэропорту — ты путешественник, выложи жопу с псевдофилософской цитатой, запиши трясущееся POV-видео с гироскутера на GoPro, пожелай всем #gm в снапчате, заведи инстаграм своему коту или ребенку и #хештегов #не #забудь. Ильф-Петровская Эллочка теперь главная ролевая модель в интернете. Этот текст уже длинее 140 символов. Никто столько не осилит, отложи, там еще мемы про выборы остались, поори. Интернет — глобальная сеть доступа к знаниям всех людей мира? Да. Но знаний у них нет.
 +
Какой-то анализ, да даже простая проверка фактов в гугле — слишком сложно для 2016-х. Я хочу потреблять, репостить и негодовать. Людей раздражает до истерики, когда указываешь им на недостоверность найденной информации. Хочешь перестать общаться с человеком — расскажи ему, что последний его репост истории про «отца и школьные парты» — галимый фейк с пикабу. Порядком надоевший эффект якоря уже используют даже провинциальные СММ-профессионалы вконтакте. Я что плачу за интернет, чтобы вы меня тут отупляли? (с)
Даже СМИ перестали заниматься этим всерьез, больше трафика придет с громких кликбейтов, а потом, если повезет, с их разгромных опровержений. Они говорят про «объяснительную журналистику» и «анализ данных», а постят «подборку 45 купающихся котиков». Потому что трафик. Это не беда или рак, это новые правила игры. В этом не виновато поколение миллениалов, тренды или кто-то еще. Интернет не загнивает, тупеет, или что-то еще, он продолжает развиваться так, как задумывалось, привлекая больше людей. Массы всегда хотели не книги и думать, а более интерактивный телевизор. Поэтому спасибо, что переключились на наш познавательный канал, увидимся в следующем абзаце после небольшого оступа. Спонсор этого отступа — белорусский завод отступов.
 +
Большой ошибкой будет считать, что это просто современное развлечение и времяпровождение в перерывах на сложном пути человеческой эволюции, а стоит сделать хорошо и правильно — в тот час же все к тебе потянутся. Нет, это и есть теперь информационное поле, в котором мы живем. Чтобы проанализировать информацию, получить знания из шума — нужна дополнительная активность мозга, которую не хочется совершать в век, когда любую сложную многогранную тему завтра объяснят на гифках с корги. И нет, я не имею ничего против развлечений.
Я всё время ищу какую-то формулу, ключ к информационной энигме, но раз за разом придумываю сотню причин почему он не будет работать в теории. Пора переходить к практике. Небольшая серия нескольких заметок «Информационное Поле» — квинтессенция накопленных мыслей. Не все они актуальны, но объединены одной идеей — писать для тех, кому интересно уметь разбираться и добывать знания из шума. Не читать новости, фильтровать и понимать их. Отличать пропаганду, манипуляции и банальные фейки от настоящей информации, уметь находить новые источники. Простой совет «не читайте новости», конечно хорош, но не всегда реализуем. Я абсолютно представляю насколько малому проценту людей это нужно, но остальные отвалились еще на втором абзаце.
Экспериментальному проекту — экспериментальные фичи. Потому в этих заметках будет фича inline-комментирования, когда вы можете высказаться прям во время чтения текста, а не сочинять длинный комментарий в конце. Все мы больны 140 символами. А это и интереснее, и важный фидбек.

правила игры 10 причин по которым 10 причин вовсе не являются причинами

Колонки типа история успеха или 10 причин провала — любимое развлечение молодых графоманов, сродни «5 простым шагам» и «как я отказался от...», несмотря на простоту — отлично работают на массовую аудиторию. Наличие пути из Алтайского Края к «успеху» и «выхода из зоны комфорта», воспитывается еще с детства сказками про Золушку или Шрека, а наличие мнимого «плана» мотивирует нашу барнаульскую «Русалочку» срочно идти и отдавать голос Злой Ведьме в обмен на ногу.
 +
Индустрия живет благодаря энергии от сгорания денег и времени того мусора, который в это поверил. Это есть везде и нормально, просто надо понимать, что в этом случае мусор — это вы. Помимо этого, такие статьи есть не что иное, как когнитивная ошибка выжившего — разновидность систематической ошибки отбора, когда по одной группе («выжившим») есть много данных, а по другой («погибшим») — практически нет, или наоборот. Мы видим, что дельфины выносят утопающих на берег, но мы никогда не видели скольких дельфины унесли от него. Успех, как и громкий провал — являются выборками по краям нормального распределения, никак его его не отражая. Человеческий мозг настроен на рационализацию увиденного и может объяснить любой увиденный парадокс через собственный небольшой опыт. Как в анекдоте про двух политологов «— Ты можешь понять что вообще происходит? — Тебе объяснить? — Нет, объяснить я и сам могу, ты ПОНЯТЬ можешь?»
Я прочитал множество автобиографий: Джобса, Гейтса, Бренсона, даже Трампа. Они красиво написаны, ими даже интересно убить время если вы студент и любите сказки и фантастику. Но пытаясь следовать описанным планам, подражать «успешным» кумирам или избегать «чужих ошибок», как следствие, мы приходим к другой ловушке...
 +

типичная ошибка Подмена причины и следствия (Культ Карго)

Карго-культом называют поведение индейцев, которым транспортные самолеты привозили гуманитарную помощь. Они считали, что эти самые самолеты — посланники духов, потому строили «точные копии» аэродромов из кокосовых пальм и бамбука, считая, что это привлечет новые самолеты, наполненные дарами богов. Даже делали нашивки «USA», винтовки из бамбука и ежедневно маршировали. И как бы это смешно ни звучало, в современно мире Культов Карго я вижу еще больше.
Как те индейцы не понимали устройства мировой экономики, так же и современные молодые и горячие не понимают устройства области, в которую они попали, видя лишь последствия. Студенты-программисты мечтают написать свою CMS «как у больших», другие грезят открыть «свой бизнес как в книжках», 20-летние девочки пишут колонки «как стать популярной в Tinder» в паблик-раздел сайта Forbes, называя себя «журналистами». Кто-то вырастает и начинает разбираться, кто-то разочаровывается и уходит в другую область (непременно написав статью «10 причин почему вокруг мудаки»).
 +
Подводя итог двух пунктов сразу, работает лишь одно — как можно глубже разбираться в области и не останавливаться. Постоянно задавать вопрос «а почему?» на любую входящую информацию. Как только индеец спросит себя «а почему прилетали самолеты» и объяснение будет отличаться от «на всё воля духов» и «так всегда работало», он сделает первый шаг от мечты о своей CMS к реальному пониманию области. А вот потом уже можно использовать эти знания. Только это понимание поставит вас в более сложное положение, чем вы себе представляли. Но легко бывает только идиотам. Примерно как понимать почему Snapchat стоит больше $20 миллиардов. Может быть об этом поговорим, если доживем. И если вы не понимаете «зачем он занимается этой фигней» спросите себя — может он просто глубже вас понимает область. Еле удержался от политического примера про Крым и ой, кажется не удержался.

манипуляция недели М.Видео

Вернемся к реальному миру и примерам успешных манипуляций. Где-то в 2015 году некая Ассоциация Компаний Розничной Торговли (АКОРТ) решила надавить на маркетплейсы, запретив тому же Яндекс.Маркету показывать товары из «недостаточно официальных» розничных сетей. Как мы видим по ставшему пустым и полумёртвым Маркету — им это удалось. iPhone найти по дешевке больше нельзя. Затем новый закон об интернет-агрегаторах добил Маркет окончательно.
Если взглянуть на сайт АКОРТ, то в списке членов «Президиума» можно обнаружить Александра Тынкована, президента М.Видео. Поискав его в гугле, можно найти, что в июле 2015, он же заявлял, что М.Видео является «последовательными противниками такого подхода [агрегаторов], так как модель маркетплейса размывает изначальный бренд компании и не даёт сфокусироваться на одной экспертизе».
14 сентября 2016 года компания М.Видео заявляет о запуске своего собственного агрегатора со словами «несмотря на растущую в мире популярность торговых площадок, в России данная бизнес-модель представлена достаточно слабо». План выполнен. Создать ассоциацию по борьбе с Маркетом -> заявить о «слабой развитости» -> сделать свой агрегатор. Нет М.Видео не начнет продавать серые айфоны, целью было ослабить Маркет перед выходом на рынок. Это называется монополизм, сговор, и лоббирование законов с целью выгоды.
 +
И чтобы не было криков про «эту страну», практика далеко не наша. В 60-х годах «сахарная индустрия» проплатила исследования, что в ожирении виноват не сахар, а жиры. А мой любимый пример — американский термин Jaywalking, пролоббированный автомобильными концернами против пешеходов.
 +

книжка с идеями Энциклопедия Методов Пропаганды (Виктор Сороченко)

«СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации. Главное в их сообщениях — идеи, внедряемые в наше сознание контрабандой» — с этой цитаты из другой хорошей книги Кара-Мурзы начинается эта небольшая книжка, в которой собраны и максимально сжато описаны самые популярные методы пропаганды, которые не менялись со времен Геббельса. Прочитав ее больше года назад, постоянно обращаюсь к ней и по сей день. Хороша для начала понимания того, как это работает. А для практики можно открыть Медузу, Лайфру или любой подобный источник с очевидной направленностью в ту или иную сторону.

визуализация Возможные причины вашей смерти

Сайт flowingdata часто выкладывает интересные визуализации по открытым данным (в основном по США). Например о том, что твиты Трампа с Android намного злее, чем с iPhone. Но на сей раз есть три визуализации причин смерти.

бегите, глупцы Типичные Козероги

Мало кто не слышал новость про изменение знаков зодиака на этой неделе. Громкие заголовки, ссылки на NASA, вот это всё. По «запаху» новость — типичный фейк, на котором легко показать что значит проверять информацию. Поиски источника этой заразы приводят нас к «авторитетнейшему» журналу Cosmopolitan, где 15 сентября некая Шарлотта написала это. Шарлотта ссылается на сайт NASA Space Place, который является развлекательно-познавательным проектом для детей. Уже смешно. Если прочитать первоисточник полностью, в нем вполне здраво рассказывается про историю «астрологии», как были придуманы знаки зодиака и как их было 13, а Вавилоняне просто вычеркнули один для удобства деления окружности, назвав их «созвездиями» просто для красоты. Детишкам вполне адекватно рассказывают почему не стоит считать это наукой, хотя бы потому что космос не статичен и настоящие созвездия не остаются на одном месте вечно. NASA пытается воспитать хоть кого-то, кто не верит в эту дичь, но Шарлотту из космополитана было уже не остановить с «сенсацией». А потом понесло и всех остальных. Лишь Gizmodo не сдался и первым проверил первоисточник. SMM'щик NASA даже написал космополитану твит позора.
upd: пост писался сильно заранее, многие местные «космополитаны» тоже успели написать свои опровержения как я и говорил в 3 абзаце.

* * *

На сегодня всё. Дописывая эти строки, у меня уже есть 17.5 причин, почему не стоит это выкладывать. Но как я и говорил, рабочего «плана как делать правильно» не существует и никаких проверенных дорожек и работающих форматов у меня нет. Потому на старте особенно важно получить фидбек. Так как желающих чтоб я обосрался куда больше, негативных комментов будет тоже много, потому ради полноты статистики не стесняйтесь к понравившимся разделам тоже оставлять какой-то фидбек (типа «это ок» или «+»), так лучше видно где хорошо.
Из открытых вопросов остается: нужен ли формат рассылок на email, а так же чего хочется больше: смешных картинок/инфографики, больше разоблачений, фейков и примеров, больше свежих полезных новостей, больше статистики и сырых данных или больше смехуёчков? Если как обычно не заброшу, буду экспериментировать.
[скрыть все] [развернуть все]  10 комментариев
Еще? Тогда вот
Комментарии
0
vas3k ⸬ 21 сентября 2016, 08:00 ⸬ Vilnius, LT ⸬ Apple лог
#
themylogin,
> Что NASA советует to reassess your life?
По факту, NASA вообще ничего не советовало и не открывало, а рассказало детям старую историю с целью показать, что астрология и астрономия последние 2-3 тыщи лет не имели ничего общего. А уже потом то-ли Шарлотта из Космополитана не смогла правильно прочитать текст для детей (тогда это фейк по глупости) или не захотела ради громкого заголовка (тогда это кристальный запланированный фейк).

И самое печальное, что Шарлотта за это еще и премию получит, столько трафа для рекламки собрала. А лет через 50 за такое Пулитцеровскую пермию давать будут.

> он лоханутая жертва журнашлюх, не умеющая элементарно фильтровать информацию и вообще недалёкий человек, или кто?
> поверил в эту новость
Ну не настолько категорично. Если попробовать наркотики и пойти дальше — это же не делает человека наркоманом. Другое дело, когда это делается постоянно.
0
Gordon01 ⸬ 21 сентября 2016, 09:21 ⸬ Yuzhno-Sakhalinsk, RU ⸬ Linux лог
#
А если я не понимаю как тут залогиниться, я мудак?)
0
vas3k ⸬ 21 сентября 2016, 09:32 ⸬ LT ⸬ Apple лог
#
Gordon01, скрытая фича, что поле anonymous - редактируемое.
0
cornholio ⸬ 23 сентября 2016, 08:53 ⸬ Moscow, RU ⸬ Apple лог
#
А вообще, тема норм.
Я бы оплатил подписку!
0
vas3k ⸬ 24 сентября 2016, 16:48 ⸬ Vilnius, LT ⸬ Apple лог
#
ramwoolf,
У всех пишуших про пропаганду такое, даже у меня в посте не получалось полностью абстрагироваться, однако

> а в одних разделах топит за духовноскрепию и против пиндостана, а в других - наоборот, изобличает краба
Это же и значит не принимать ничью точку зрения. Хуже было бы, если бы автор разоблачал только одну сторону. Я тоже ставлю в своих примерах либеральные СМИ рядом с пропутинскими, как раз для этого.
0
Hanggard ⸬ 11 октября 2016, 15:03 ⸬ Amsterdam, NL ⸬ Windows лог
#
Почему я анонимус в инлайн-каментах?(
(не заполняйте это поле)