Открыть изображение »
Будущее Коммуникаций
Информационное поле. Выпуск 3
02 ноября 2016 :: 63 комментария :: 5482 просмотра :: 2576 слов
В предыдущих частях я тут сознательно навалил на массмедиа и их подходы к подаче информации. Это было занятно со стилистической точки зрения и чтобы посмотреть реакцию аудитории. На этот раз попробуем другой тактический заход — крупные СМИ действительно хорошо понимают чем и как нас кормить и делают это зачастую раньше, чем мы сами. А пока вы осознаете лихой поворот повествования, я достаю учебник истории и контурные карты.
 +
Деды не только «воевале», но и прошли долгий путь от изобретения вербальных каналов передачи знаний — рисования говном на стене, письменности и станка Гутенберга, до фанфиков по «Сумеркам» и телевидения, способного передавать информацию используя сразу аудио, видео и текст в практически реальном времени.
 +
Моднейшие слова для вечеринок
Вербальный («словесный») — термин, применяемый для обозначения знаков, слов и процессов оперирования знаками, словами.
А потом нагрянул интернет. С его неказистыми гиперссылками, мигающим фоном и «почему у вас телефон всегда занят». Но идея неконтроллируемой среды моментального обмена мемасиками с мистером дудцом знаниями из любой точки мира оказалась прям 10/10, что сильно ударило даже по всем остальным развитым на то время каналам. А еще по гипертерминалу смешно общаться было. У телека просто не было шансов.
 +

«Отскок» интернета

Но у появившегося интернета были жесткие технические ограничения. Видео со свинкой пепой, которое успешно пролезало в ваш телевизор через кухонную антенну с радиорынка, никак не хотело это делать в ваш Dial-Up модем на 2400 бод. Пришлось снова тексты херачить. Что фактически отбросило всех к эпохе телеграфа и исключало любые невербальные каналы. Хотя тогда это так не ощущалось, — новые ощущения от общения с помощью клавиатуры и текстовых окошек терминала давали новый весьма прикольный опыт, подменив прогресс форматов на прогресс инструментов. Что, в общем-то, тоже неплохо.
Уже немолодые люди, привыкшие к гипертексту и возрощенные блогами (как и я), начали замечать, что на их уютненький гипертекстовый праздник через форточку лезет кто-то новый и дерзкий. Влоги на ютюбе, летсплеи, стриммеры и другие непотребства, которыми дети занимаются после школы, лишь бы по подъездам не шастать как мы. Но если обернуться назад, то всё складывается в логичную картину: в интернете становятся возможны более невербальные средства коммуникации, в которых, с одной стороны, не обязательно обладать невероятной способностью связать три слова в предложение, а с другой — открывается куда больше возможностей для передачи эмоций и опыта. Эти два слова еще успеют вас задолбать, готовьтесь.
 +
Вспомните как круто было впервые поиграть в онлайн-игру с друзьями.

Наверняка потом всем классом обсуждали свои эмоции?
В мире закончились люди, которые могут выражать эмоции с помощью текста. Дальше интернет прирастает теми, кто не может. И их больше, чем можно себе представить.

«Нативный» канал

Как разработчики стараются делать интерфейсы как можно более привычными (нативными) под свои платформы, так и редкие умненькие гуманитарии давно разгадали, что «пипл» лучше всего «хавает», когда ему не рассказывают сухими канцеляризмами из в учебника по химии, а кормят более «нативными» средствами — рисунками, аудио, видео, да даже матом. Картинки в азбуке, лабы в универе — с детства известные нам примеры того, что информация лучше усваивается, когда задействованы не только вербальные каналы.
 +
Хороший пример — Rosetta Stone. Чуваки реализовали систему, которая позволяет учить неизвестный язык полностью игнорируя ваш родной, не используя перевод вообще. Работает, по скриншоту видно как. За пару уроков я уже смог сказать, что mein Hund trinkt viel Wasser — очень полезно, как-то в Берлине у меня спросили какие соусы в шаурму добавить, так я не растерялся, я про собаку знаю.
Было лишь вопросом времени, когда электронные СМИ научатся использовать эти каналы для коммуникации с аудиторией. Стали появляться инфографики, подборки, видео-новости — худо-бедно научились. Эти каналы стали открывать интернет для более широких масс. Сколько раз вам казалось, что комментарии на Ютюбе, Play Market'е или Одноклассниках пишут душевно больные? Ну, просто это и есть самая массовая аудитория, а не те маргиналы из твиттера, умеющие в иронию и в лонгриды.
 +
360-видео и VR укладываются в эту теорию весьма стройно, потому по моему мнению они будут продолжать развиваться и пока просто молоды не несерьезны. А вот каналы в месседжерах и разнообразные телеграм-боты в неё не вписываются. Они лишь очередной статистически незначимый «выброс» и скоро хайп по ним сойдет быстрее, чем начался, или я чего-то не вижу? В Китае вон они развились еще лет 5 назад.
 +
Скептикам VR'а рекомендую обзавестись дешевым Google Cardboard (или аналогами) и ввести в поисковой системе веб-сайта «порналаб» слово «VR». Но я вам этого не говорил.
Рассуждая над причинами, по которым вся эта «невербальность» и «интерактивность» так хорошо заходит, я пришел к двум трём выводам.
С точки зрения потребителя: задействуется больше каналов восприятия чтобы «достучаться» до человека, благодаря чему потребление информации требует меньше усилий. Если утром по телевизору мне расскажут все новости, пока я чищу зубы и завтракаю — зачем мне тратить энергию и время на чтение того же самого в газете? Они даже баззворд для этого выдумали — «прочная эмоциональная связь».
А во-вторых, возвращаясь к моей любимой теме — эти каналы лучше передают эмоции, а облив любую чушь эмоциями, она с легкостью «втюхивается» в нужный электорат и привлекает куда больше зрителей. Нет, не обязательно с корыстными и пропагандистскими целями (хотя тема популярная же, ну), это может быть банальная эмпатия. Например это объясняет появление в последнее время очень популярных каналов, в которых информационная составляющая полностью заменена эмоциональной. Вспомнить только стримершу Карину или Давидыча на ютюбе.
upd: Во время обсуждения опубликованной статьи мне подсказали важную вещь, которую я упустил. В отличии от текста изображение, в частности видео, может быть пассивным форматом. Текст отнимает всё ваше внимание, а любая попытка потреблять сразу два текста — провалится. Попробуйте читать сразу две книжки. А включив телевизор вы можете без труда прыгать по каналам и заниматься любыми вещами, не теряя смысловую нить. Это подтверждается опросами рекламных агенств, которые еще на заре «наружки» поняли, что количество медийной рекламы на улицах не сильно снижает её эффективность.
 +
Нам не нужна информация. Кайф от познания мира заменили дешевым наркотиком — эмоциями.
За новой дозой эмоций мы приходим читать политические новости — идеальная тема для разжигания, листаем паблики в ВК или смотрим как кто-то копает картошку с GoPro. А в предыдущем посте аудитория весьма показательно реагировала на специально сделанную эмоциональной первую часть, полностью проигнорировав «информационную» вторую. Убери я ее — ничего бы не изменилось, хотя по заветам Дружко «проверять я это конечно не буду». Мы все хотим эмоций, а человек, знающий больше мемов с пепой, для нас интереснее, чем ученый-космолог. Мы даже начинаем придумывать этому кучу оправданий этому как в опросе справа.
45 Я и так на работе напрягаюсь, мне чо, книжки читать?
59 Просто хочу отдохнуть, в любой момент могу бросить
55 Жизнь такая, альтернатив-то нет

Мемонизация сознания

Популярный артефакт текущей стадии развития инфополя. Социальные сети превратили чтение в скроллинг, который породил яркие, короткие, простые кусочки информации из повторяющихся изображений или фраз, в простонародии — мемчики. Мемонизация или «клиповость» сознания - фастфуд, сводящий сложную картину мира в набор раздробенных эмоционально окрашенных кусочков фраз или простых слов. Таким образом создается крайне специфическое сознание, с напрочь отключенной рефлексией к происходящему и очень легко манипулируемое. И крайне сложно излечимое. «Ватник», «Проект ЦРУ», «Абамка», «Кек» — будет звучать в ответ напиши я сложный аналитический текст, переводя беседу с уровня рассуждений и идей на уровень причетаний на лавочке. Лел. Кек.
Что-то я опять увлекся хмурым. Вернемся к видео. Его проще потреблять, проще использовать, эмоций запихать можно до усрачки, и явно всё идет в эту сторону. А что тогда с видео всё-таки плохо? Неужели текст действительно лишь устаревший костыль для кодирования или же он навсегда останется с нами?
1 Поиск. Чисто техническая проблема, которой не предвидится решения в ближайшее время. Щас тут набежит куча экспертов, читавших в фейсбуке, что «гугол» вот вот уже научится понимать происходящее на фото. Я тестил эти демки. Нет. Возможности этих демок не обгоняют детский ГДР'овский конструктор «Строитель». Видео не станет основным контейнером для передачи знаний, пока мы не реализуем главную составляющую этого контейнера — поисковую. Основанную не на вручную прописанных метаданных или разделении на кусочки под разными заголовками.
2 Плотность и сканирование информации. Каждый, кто пытался научиться чем-то по видео знает эту боль. Если бы я пытался наговорить этот пост на видео, сейчас таймер был бы уже на отметке минут в 30, а воспринято информации было бы на порядок меньше. По этой же причине, например, онлайн-лекции курсеры в одно ухо влетают, а в другое вылетают. Можно было бы попробовать тараторить на видео как подстреленный оксимирон, но тогда с первого просмотра было бы вообще ничего не понятно.
3 Интерактивность. Видео отлично передаёт эмоции, однако оно точно так же отбрасывает нас назад в интерактивности. Например в этом посте можно в любом месте назвать автора пидором, либо я бы мог вставить красивые интерактивные виджеты — а видео можно только молча штырить. ТВ пыталось решать это костылями в виде прямых эфиров, реалити-шоу и «отправь СМС чтобы проголосовать», но это скорее ненастоящая, отложенная интерактивность. Вы не можете задать вопрос просто подняв руку как на лекции (еще один камень в огород онлайн-обучения), так как видео слишком массовый формат.
4 Ваш вариант в комментариях:
В связи с этим я чаще всего перестаю слушать любого, кто заявляет, что «текст умирает». Но при этом соглашусь, что текст — продукт не массовый. Прочитать лонгридик становится сродни походу в театр — надо найти время, хорошо одеться, грибы намазать. Театры же от этого не умирают. Сдохли только те, кто считал показ «Щелкунчика» 40 лет подряд — дофига бизнес-стратегией. Современные постановки вызывают эмоции побогаче, чем первый в жизни поход в кино на «Матрицу». Да и приемы текстовой передачи отработаны веками, а технический прогресс продолжает развиваться базируясь на текстовом опыте.
Показательная сцена из моего любимого фильма «Игра на понижение», в которой Марго Робби популярно рассказывает из ванны о причинах ипотечного кризиса в США.
Лонгриды и книги не умирают, они сильно дискредитированы графоманами, превращающими одну мысль в 300 страниц писанины. Со школы в нас вдалбливают, что сочинение должно быть «не менее 2000 слов», а диплом должен быть «более 150 страниц», вне зависимости от содержания. Так и растут поколения, привыкающие к скучному канцелярскому языку из научных статей и уверенные, что текст — это сухой сдержанный формат, не очень приятный для читателя. Привычка писать скучно — это рак, но лично я всё еще верю, что читать тексты может быть офигенно.
SnowFall считается первой ласточкой в подобном повествовании. Теперь все подобные подобные статьи называют «сноуфоллами».
Firestorm — ответ The Guardian на SnowFall с учетом «ошибок». Но для меня это скорее пример как делать не надо.
Наши тоже не отстают. Вот Коммерсант с его рассказом о Чернобыльской катастрофе. Простенько, но атмосферно.
Но я всё равно не считаю эти примеры настоящим окном в будущее. В них чего-то не хватает, но я до сих пор не могу понять чего. Пока мне это интересно, я буду продолжать свои эксперименты. Кстати еще год назад я верил в «карточки» как формат возрождения текста, но мои эксперименты с ними привели к неутешительным выводам. Теперь я думаю, что может существовать скорее универсальный контейнер для склеивания сильных сторон всех имеющихся форматов — видео и аудио для создания эмпатии, текста для передачи информации. Просто я всё еще не знаю как.
 +

А дальше?

26 Необходимость уметь читать исчезнет
44 Всё заменят нейроинтерфейсы
52 Ничего не изменится
58 Сингулярность
Два моих любимых вопроса — «а почему» и «что дальше». Второй позволяет задуматься как же на основе новой информации можно сделать какие-то выводы. Или извлечь практическую выгоду, как кому угодно. И результатом моих долгих и скучных для большинства читателей размышлений над этим является: дальше — интерактивность. Не детские развлечения типа «покрути 3D-фигурку» и «понажимай кнопочки на графиках», а настоящее взаимодействие с автором, с источником идей. Как задавать вопросы на интересной лекции, как писать комментарии какой автор мудак, как поспорить пьяным в баре о смысле жизни. Когда любая толпа насыщается эмоциями, она хочет действия. Что-то мне подсказывает, что так и произойдет.
Настоящая интерактивность — не в запрограммированных анимациях, а в новых методах взаимодействия с источником. Нагло социалистически перераспределенные комментарии с медиума, «кликеры» с опросами (вот тут азаза, сам придумал) — это всё лишь наивные попытки достичь интерактивности и приучить аудиторию взаимодействовать с «телевизором». Потому что идей как это вообще делать нет ни у кого. И у меня нет. А сесть и придумать их тоже почему-то нельзя, не получается, я пытаюсь уже пару лет, так не работает. Мы все копаемся в болоте говна и постоянно пытаемся нагрести на что-то твердое и полезное. Вот и я тут погребу.
Еще? Тогда вот
Комментарии
0
vas3k ⸬ 03 ноября 2016, 11:29 ⸬ Vilnius, LT ⸬ Apple лог
#
Я тут из обсуждений понял, что упустил одну важную часть: http://vas3k.ru/blog/380/#third-reason
0
themylogin ⸬ 05 ноября 2016, 08:19 ⸬ Rome, IT ⸬ Apple лог
#
С появлением видео получили возможность делиться контентом не только школьники, но и просто люди, далёкие от клавиатуры. К примеру, все статьи про то, как делать ремонт, написаны копирайтерами методом рерайта инструкций от производителя материалов и инструментов в сочетании с книгой «домашний мастер 1976», в то время как ютуб полон сотнями часов порой действительно качественного и профессионально снятого контента по этой теме. У некоторых авторов даже влоги смотреть интересно. Есть примеры каналов, начинавшихся как текстовые блоги (e.g. http://dretun.ru), но в итоге превратившимися в видео - потому что даже не столько автору так удобнее, сколько целевой аудитории (мужикам за 50, строящими коттедж в Мочище и проводящими по 4 часа в день в машине в поездках оттуда-туда - пусть уж лучше видео за рулём слушает, чем текст читает). Эмоций ну максимум 10%, контента - 90. Хотя, конечно, влоггеры с более эмоциональной подачей завоёвывают большую популярность, безотносительно качества непосредственно информации.. Некоторые их видео преданные форматы уже даже "оцифровывают" обратно в текст (в пеинте, лол, пример: http://pikabu.ru/story/kabeli_avtomatyi_i_sposobyi_soedineniya_provodov_ch1_2848138)
0
. ⸬ 20 ноября 2016, 06:03 ⸬ RU ⸬ Apple лог
#
Прошла неделя, а автор так и не ответил мне. Какой тут интерактив?
0
vas3k ⸬ 20 ноября 2016, 17:13 ⸬ Vilnius, LT ⸬ Apple лог
#
., хуевый пока, чо поделать
0
satyr ⸬ 17 апреля 2017, 22:11 ⸬ Kiev, UA ⸬ Windows лог
#
реализовать поиск по видео - дело времени.
Видео - это набор картинок. Поиск по картинкам уже есть
Звук голоса так же легко переводится в текст
(не заполняйте это поле)