Коллективный переход на электронные лекции. Личный опыт
16 октября 2011 :: 25 комментариев :: 18942 просмотра :: 2192 слова

С прошлого семестра, с момента появления нормального ноутбука, мне показалось удобным вести лекции сразу в электронном виде. Преимущества данного подхода сразу очевидны.

1) Быстрый поиск: кто когда-нибудь писал в тетрадке номер лекции и дату? Да я уверен, что только 1% ботанов, которые явно не читают этот блог. Файлы же имеют и дату создания и название хоть какое-то, да и следить за номерами легче. "В этой папке 15 файлов" - значит лекция примерно 16-я. Если ничего не пропустил. Да и при подготовке к экзамену найти нужное намного легче. Конечно, если вы feeling adventurous, вы сразу начнете говорить, что нужно просто немного постараться и порядок в тетради - это просто. Удачи.

2) Отсутствие возни с тетрадями: вставая в шесть утра к первой паре больше всего мозг желает отвечать на вопросы типа "а какие сегодня пары?", "а неделя четная или не четная?", "а по этому предмету тетрадка по семинарам отдельно?", и.т.д. Тоже очевидно. Немного оговорюсь: переход на электронное ведение лекций был до того, как стали популярны эти хипстерские тетрадки "для всех предметов" с разноцветными листочками и.т.д. Они-таки эту проблему частично решают. Так же сюда можно отнести проблему лишнего веса (sic!), теперь каждый день нужно просто таскать ноутбук, а не ноутбук + куча тетрадей.

Минусы:

1) "А вот препод попросит показать ему лекции, и что ты будешь делать, ублюдок?" - этот вопрос мне задают люди на улицах, в метро, в ванной, практически везде. Буду выкручиваться. В 8 случаях из 10 прокатывает распечатка всех этих файлов и вываливание этой стопки на стол преподу. Иногда даже могут похвалить. В 1-2 случаях из 10 так не прокатывает. Тут мне известны три выхода:

а) Просто переписать. Не интересно.

б) Метод ФБ: договориться с преподом и объяснить ситуацию. Обычно преподы идут на уступки и понимают. Даже самые глупые и несговорчивые. Не прокатывает, если препода в детстве много били и он, например, ведет экологию или еще какое-нибудь естествознание.

в) ГИК-метод: сделать шрифт со своим почерком и распечатать, например, на тех же тетрадях со скоросшивателем. Зато пара вечеров пройдет интересно и плодотворно, а не в тупом переписывании. Из минусов: 1) может не прокатить, 2) нужен принтер, 3) (наверное, основной) я знаю лично целых 3-4 человека, которые вообще знают как создавать шрифты, остальным хомячкам просто насрать, что они как-бы учатся на IT-факультете, они будут судорожно переписывать.

2) "А как формулы, графики? Чо, планшет с собой таскаешь, ебанат?" - этот вопрос следует сразу после первого, чтобы "добить". Первый раз я попробую собраться с силами и объяснить. Фотографирую. Да-да, фотографирую на телефон. 5 мегапикселей вполне способно нормально разрешить график, даже размером со страницу, а Современные Операционные Системы могут забрать фотку по OBEX за 2 клика и вставить в ворд драг-н-дроп'ом. Фотографировать можно у соседа, с доски или экрана (тут уже сложнее), ну либо поступать как делаю я последнее время, когда все вокруг стали писать лекции на ноутах: брать с собой ручку и бумажку, и рисовать на ней, а потом фотографировать. Костыль? Аргументируйте. Время рисования увеличивается ровно на 2 клика мышью, загрузку, и вставку в ворд (то есть секунды на 3).

Больше на данный момент ничего я не вспомнил, дополнительные вопросы можно задать в комментариях.

Формат

Теперь о выборе формата. В свое время это вызвало бурное обсуждение в твиттере. Попробуем разложить по полочкам.

Разумные форматы для хранения лекций:

1) PDF. (+) Быстро открывается, везде выглядит одинаково. (-) Редактируется только текст.

2) DOCX. (+) Уважение к Интеллектуальному Большинству, удобная правка формул. (-) Каждый раз готовит сюрпризы по поводу внешнего вида, медленно открывается даже на родной ОС.

3) LaTeX. (+) Удобная правка формул и разметка (при наличии исходника), одобрение linux-сообщества. (-) Необходимость хранить "исходник" и "результат", почти невозможно научить ему виндовых собратьев, сложность с картинками и другой графикой.

4) ODT. (+) Открытый и каноничный, удобное редактирование и.т.д. (-) После MS Office for Mac - ужасно раздражает работа с формулами, ну и "а чо у меня ворд его не открывает?"

Неразумные форматы хранения лекций:

1) OneNote, iDocument, и.т.д. Думаю, причины понятны. Лекции "для себя" так вести еще возможно, но не для других.

2) DOC. Старый формат, бьет формулы и все остальное, иногда не открывается на айпаде, медлительный, нормально отображается только на windows и больше нигде.

Еще был предложен формат wiki, но его я даже обсуждать не стал по понятным причинам. У нас же IT-факультет, а не IT-факультет, чтобы все знали wiki-разметку... but, wait...

Не буду углубляться в демагогию, каждый волен выбирать для себя один из вышеприведенных форматов или придумывать свой. Когда я вел один - я остановился на PDF и названиях типа YYYY-MM-DD.pdf. Он казался мне идеальным выходом и до сих пор нравится. Однако, когда лекции стали общественным делом и понадобилась какая-то структуризация, от PDF было решено отказаться и взять за основу DOCX. Да, я отказался от расово-верного LaTeX, простите.

DOCX проявил себя наилучшим образом для наших нужд. Во-первых, основная масса, как обычно, сидят на винде и вообще не представляют о существовании альтернатив. Во-вторых, docx дает нам удобное редактирование формул, хранение графики и все в одном файле. В-третьих, в моих тестах docx показал себя как достаточно кроссплатформенный формат, LibreOffice уже не испытывает таких проблем, как с doc в свое время, Office for Mac только рад ему, да и "быстрый просмотр" Mac OS X его поддерживает (частично решает проблему медлительности).

Синхронизация

Сначала, как и везде, у нас использовался модный и современный способ обмена и хранения файлов под кодовым названием БОРИС_У_ТЕБЯ_ЕСТЬ_ЛЕКЦИЯ_КИНЬ_МНЕ_НА_ФЛЕШКУ_ИЛИ_ПО_EMAIL_ВЕЧЕРОМ_КАК_ДОМА_БУДЕШЬ. Этот способ, по-моему, вполне устраивает большинство населения России. Он прост, понятен, но главное его достоинство - он не требует для работы активации клеток головного мозга и отрывания жирной жопы от стула. В общем сочетает в себе всё, что так ценится в современном мире. Когда лекций становилось много, когда каждый начинал называть их по-своему: один "лекция 1.txt, лекция 2.txt, лекция блядь забыл.txt", второй "9 сентября матан.doc, физика 10.16.2011.doc, лекция.doc", когда некоторые даже не осиливали создавать папки по предметам или как-то по-другому структурировать информацию (это как раз к слову о болезненной активации клеток), а другие вообще писали в каких-то OneNote без всякой структуры - нужен кто-то, кто подумает за остальных и объяснит всем как надо делать.

Потратив вечер на обсуждение и сбор мнений, с 1 сентября этого года я сделал определенные предложения для структуризации нового семестра. Если коротко, заключались они в двух простых вещах:

1) Синхронизация через shared-папку в dropbox с фиксированными подпапками.
2) Формат всего и вся - DOCX.

Эти два правила показались мне достаточно простыми для того, чтобы научить им свое ближайшее окружение. Так и было сделано.

Тут немного остановимся на самом дропбоксе. Когда-то, во времена Аллы Григорьевны и Лицея НГТУ, у нас был "форум группы". Некоторые даже попытались затем перенести эту идею и в свои группы в универе, однако даже наш форум был успешно засран товарищем Sp[a]ke, когда мы перестали за ним следить, а что уж говорить о клонах, за которыми с самого начала не следили. Ведь все хотят "свободы" и не любят, когда им говорят что делать.

Так вот чудесная особенность нашего форума была в том, что каждый вечер там волшебным образом появлялась сделанная домашняя работа на завтра, которую все скатывали. Это всем нравилось. И это было во времена, когда за слова "дропбокс" и "облако" сжигали на кострах. Пускали на форум по строгой модерации только мы с themylogin'ом. Было тепло и уютно. Там же обсуждали все "запретные" темы и ближайшие пьянки. Короче концентрация того, за что типичного Лицеиста можно отчислить и вообще выгнать из страны - зашкаливала.

Это пиздец

Dropbox дает нам примерно то же самое, только файлы теперь хранятся у всех и без интернета.

Из плюсов:

1) Работа в офлайне
2) Инвайты
3) Структуризация
4) Легкость освоения (этот плюс я считаю главным, ведь dropbox понравился даже далекому от Большого Интернета Борису :D)
5) Кроссплатформенность (хотя у нас в стаде пока превалирует Windows, однако есть и Mac, и Linux, и iOS-устройства).
6) Бекапы

Минусы:

1) Нет управления доступом. Любой может пригласить любого. Это является главным минусом и скоро я начну применять меры не только к тем, кого приглашают (двоих уже выгнали), но и к тем, КТО приглашает. Потому что делают это в основном те, кто меньше всего вносит сам.

2) Нет обсуждения. Был групповой чат в скайпе - СОРОНЧА засрала его так, что нам приходится каждый раз создавать отдельный чат без них, чтобы обсудить что-то важное. Почему не джаббер - потому что хистори не хранит.

3) Человеческий фактор. К сожалению, запретить создавать папки в корне я тоже не смог. Поэтому стоит мне пару дней не заходить на дропбокс, он сразу наполняется левыми папками типа "ПОЦОНЫ РГЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОТ ТУТ". Мой мозговой спам-фильтр даже сразу потянулся удалять эту папку, но потом одумался. И ничего не поделаешь, если посмотришь по логам и лично спросишь того, кто насрал, ответ один - "ну поцонам надо было срочно, я старался, Вася - ебаный диктатор, у тебя синдром вахтера, перестань баттхертить, ну какая разница, да насрать ваще, я тогда ниче не буду выкладывать, я обиделся, до свидания". Об этом еще поговорим дальше.

Структура

Наша папочка NSTU в dropbox выглядит примерно так (сегодня я специально провел тут уборку, чтобы вернуть ее к первоначальному виду):

Структура папок же выглядит примерно так:

Немного поясню.

Папка "Лекции". Главное место активности участников и то, ради чего и создавалась шара. Подпапки - названия предметов, больше никакие файлы в корне не разрешены и сразу же удаляются, как только я замечаю, кроме одного - Лекция.dotx. Как многие поняли из расширения - это шаблон. Я не думал, что кто-то будет пользоваться шаблоном, который я создал для себя еще пол года назад, однако он прижился как единый шаблон для всех лекций. Я рад. Каждая лекция начинается с того, что все открывают этот шаблон и заполняют. То есть его так же можно редактировать (например кто-то засрал недавно его лишними стилями). Формат хранения: %Название предмета%/YY-MM-DD %Название лекции% (%Автор%).docx. Номер лекции было решено не хранить в названии, он хранится внутри.

"Лабы-Отчеты". Задумывалась как папка для всех отчетов, которые можно себе представить. Однако, время показало, что не все способны прочитать второе слово и папка превратилась только в хранилище лабораторных, а вот по РГЗ никто уже не осиливал создать отдельную папку и засирали корень. Поэтому позже была создана папка Курсачи-РГЗ, чтобы восстановить душевное равновесие пользователей и чистоту папки. Формат хранения: %Название предмета%/%Номер лабы%/%Автор% (%вариант%)/...

"Методички". Сборище в основном pdf'шек с методичками, учебниками и всему остальному. К 4 курсу брать учебники в библиотеки (а потом платить за то, что просрал срок) - моветон. Так что все нужное лежит здесь. На редкость чистая папка, все сразу поняли как ей пользоваться. Формат хранения прост: %Название предмета%/... Как только где-то начинает образовываться свалка - проблема решается вручную. Рекомендованный формат для любых методичек - PDF. Даже если препод раздает их в DOC. Потому что и открывается быстрее и проблем меньше.

"Шпоры" и "Практика". Очевидные папки, используются редко, поэтому пока что проблем не доставляют, структура как в методичках.

"Хуита". Фоточки с очередной днюхи, поход на Росгосстрах, итд. Чистится полностью когда у меня доходят руки, так что ничего в ней долго не задерживается. Очень нужная папка для любителей "файлы.qip.ru" и других подобных сервисов.

Так выглядит только что открытый шаблон Лекция.dotx

Ну и как обещал - пара слов о человеческом факторе. В любом подобном начинании должен быть человек или люди, которые смогли бы управлять всем этим. В лицее это были мы с зелогином, тут, по всей видимости, только я. Остальным просто насрать. Дествительно насрать. Как большинству виндузятников насрать на то, что на рабочем столе 250 иконок, они ведь уверены, что "знают" что у них и где, им "и так удобно". Вот примерно из той же оперы. Когда рабочий стол засирается - они сносят все и переустанавливают винду. Если я перестану следить за этим - через месяц там все засрется, и если не появятся такие же люди, еще через месяц этим станет невозможно пользоваться и все забудут. Видимо, чтобы понять это, нужно пару раз наступить на такие грабли. Иначе - это постоянные "ну я сложу, потом удалю", "Вась, ты чо тут главный что-ли?" и другие отговорки. Да, блять, главный. Иначе никто и пальцем не пошевелит. Хотя каждый будет уверять в обратном.

И нет, я нисколько не обвиняю кого-то конкретно, это скорее особенность нашего менталитета. Когда в Японии, во время и после второй мировой было все плохо и жить в стране было невозможно - многие японские женщины хотели свалить из нее в США. Они придумали имплантанты, подкладки под грудь, пластические операции, много всего того, что сделало Японию самой продвинутой страной в этом деле. Все это для того, чтобы американские моряки забирали их с собой. А когда в России все плохо... все сидят и срутся на форумах. У нас не принято делать что-то для улучшения своего будущего, только настоящего. Я сейчас кину файлик, все будут рады, а что будет потом - насрать.

В общем к чему я это все. Если вы надумаете работать по подобной схеме: сначала найдите того, кто сможет всем этим управлять. Не просто создаст папки и расскажет, что делать, а по-настоящему: нещадно удалять, перемещать, банить и спорить с недовольными. А недовольные будут всегда - я обещаю. И засираться будет всё с огромной скоростью. Даже если перед приглашением всем было популярно рассказано и объяснено, что можно делать, а что нет.

Ну и пример моей лекции: http://dl.dropbox.com/u/649857/11-09-14%20%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20OSI%20%28vas3k%29.pdf

Пища для ума

Есть идея посмотреть каково это - вести лекции с планшета. Для этого нужна клавиатура и софт. С первым проблем нет, второе - сложнее. А так было бы идеально. Пишешь текст как обычно, а графики рисуешь прям на экране.

Есть идея создать в корне какой-нибудь файлик типа "Чат.txt", в котором раздавать пиздюли или просто общаться. Но надо посмотреть насколько это будет популярно. Проблему общения нужно как-то решать.

Update. Правила изменились или еще один способ структуризации

Буквально сегодня была проведена реструктуризация каталогов по новым правилам. Плюсы и минусы оцените сами, просто выкладываю скриншот, что можно "еще и вот так". Каждый волен выбирать вариант, который ему по душе.

Комментарии ↓
Накукрыскин :: 16 октября 2011 в 15:02 из Novosibirsk, RU #
0

Тоже весь 3-ий курс протаскал с собой ноут (а потом и нетбук). Писал лекции. Первые 2 лекции. Потом опять работа. Потом опять работа. Потом опять работа. Не верю я, что в этих_ваших_институтах чему-то учят полезному. Ну разве что извлек для себя сети, ос и программирование (все это писал только на ноуте). Показать лекции преподу? Пошел нахуй препод.

Хотя, каюсь. С графиками я не догадывался их фотать. А перерисовывал в тетрадке где структуризировал по лекциям. В лекции же писал просто идентификатор. Хотя у нас в связи можно хуй ваще забить на учебу. Зато работать можно... Чтобы учебу оплатить :( epic fail...

vas3k :: 16 октября 2011 в 15:08 из Novosibirsk, RU #
0

Накукрыскин, не начинай срач по поводу не нужности Высшего Образования. Все уже давно определились. P.S.: ТРЕД ЛИНУКСЯТОК!

werehuman :: 16 октября 2011 в 15:24 из Novosibirsk, RU #
0

> и он, например, ведет экологию Just as planned. Быков как он есть. > Отсутствие возни с тетрадями: Я все свои ношу с собой. Вообще, годно. Я когда-то хотел, но меня остановил вопрос графиков. Как-то без камеры вечно.

> P.S.: ТРЕД ЛИНУКСЯТОК! И да, прыщеблядь++

vas3k :: 16 октября 2011 в 15:32 из Novosibirsk, RU #
0

werehuman, > Just as planned. Быков как он есть. Кстати, вот как раз ему я и сдал распечатки и получил зачет. Но да, небольшой баттхерт своим заявлением он вызвал.

ReDetection :: 16 октября 2011 в 15:40 из Novosibirsk, RU #
0

> 5) Кроссплатформенность (хотя у нас в стаде пока превалирует Windows, однако есть и Mac, и Linux, и iOS-устройства). а еще android- и symbian-устройства. хотя первый можно отнести к Linux, но.. :D > Пища для ума есть предложение. как насчет хранения методичек к лабам в папке с самой лабой? например, к 3 лабе по ооп в "Лабы-Отчеты/ООП/3 лаба", а не в "Методички/ООП/Лаб.работы по Java". А методички к курсачам - в папке с курсачами. удобнее же не переходить туда-сюда между папками.

vas3k :: 16 октября 2011 в 15:47 из Novosibirsk, RU #
0

ReDetection, > как насчет хранения методичек к лабам в папке с самой лабой? Я одобряю. Можешь попробовать, у нас же как обычно, что прижилось - то прижилось.

Анка, нет, у нас в папке с лабой еще куча папок с авторами. Так что срача не будет.

sh- :: 16 октября 2011 в 16:35 из Novosibirsk, RU #
0

Формулы с графиками это тот еще хардкор. Сам подумываю отказаться от тетрадей, все жду эту штуку - http://noteslate.com/

vas3k :: 16 октября 2011 в 16:37 из Novosibirsk, RU #
0

sh-, формулы стали уже привычным делом. Это не сложно. Через неделю уже привыкаешь к синтаксису редактора формул тока так. Да, получается немного медленнее, но результат радует. Еще вроде бы никто никогда не отставал. > все жду эту штуку - http://noteslate.com/ А у меня в детстве был <a href="http://www.eytera.ru/_old/img/base/20-47.jpg">такой</a>! Правда память только на одну страницу, но зато заряжать не надо было.

chemikadze :: 16 октября 2011 в 18:17 из Moscow, RU #
0

Юзаю latex, пишу в kile, юзаю для вставки картинок с вебки написанный собственноручно плагин. Лекции все равно никто не берет :( Согласен с первым оратором, работа-работа, учеба по пизде.

Сукаблять черт побери аяксы опсосов и поезда.

vas3k :: 16 октября 2011 в 18:31 из Novosibirsk, RU #
0

chemikadze, удалил дубли. Полезный опыт, да. Latex действительно удобен, если ведешь один и не ленивая свинья.

chemikadze :: 16 октября 2011 в 19:20 из Moscow, RU #
0

Единственная проблема пока - экономика. ГСМ использует русские обозначения с кучей sub и upscripts, переключать раскладку туда-сюда для вставки {} заманаешься.

Cornholio :: 16 октября 2011 в 21:31 из Novosibirsk, RU #
0

>К 4 курсу брать учебники в библиотеки (а потом платить за то, что просрал срок) - моветон. Перестал делать это на втором >Так вот чудесная особенность нашего форума была в том, что каждый вечер там волшебным образом появлялась сделанная домашняя работа на завтра, которую все скатывали. Это всем нравилось. Блиин, вот мы с @Flying_V тоже делали, у нас было холодно и транзисторно...

chemikadze, временный переключатель заюзай

o_Ohmy :: 17 октября 2011 в 04:11 из Novosibirsk, RU #
0

V@s3K, мы еще вчера не стали продолжать разговор по смс, так как он вызвал кучу мыслей, которые решили обсудить лично "Завтра в универе", но вижу и тебя вопрос равнодушным не оставил. ReDetection, нет, есть идея еще лучше. :) сегодня расскажу.

Kalimdor :: 17 октября 2011 в 15:06 из Moscow, RU #
0

Как вариант, можно отзеркалить на гугл.докс, вроде с правами там всё лучше. Во всяком случае у меня на потоке это работает. Ещё не плохо зафигачить сайт на подобии http://dmvn.mexmat.ru/, в который подключить хайвмайнд всего факультета.

o_Ohmy :: 17 октября 2011 в 16:49 из Novosibirsk, RU #
0

Update checked;D

S[p]ake :: 21 октября 2011 в 19:22 из Novosibirsk, RU #
0

Всплакнул про креведку)) Ну рли туда никто не заходил, а я по пьяне люблю на форума врываться и писать всякую хуйню :о

Aleks Revo :: 13 ноября 2011 в 17:38 из Donetsk, UA #
0

Только в советской россии вы - учите систему образования... http://habrahabr.ru/blogs/study/40236/

GN :: 10 апреля 2013 в 02:18 из Glendale, US #
0

Имплантат, а не "имплантант".

Комментирование доступно только участникам Клуба

Войти
Еще? Тогда вот