✏️ ️Посты 🌍 Путешествия Подписаться 👍 Донат
🔍
👤
Веб 3.0
Можно ли спасти интернет от балканизации? NFT, метавселенные и прочее — разбираемся без крипто-истерии
22 марта 2022 — 63 комментария — 121880 просмотров — 7553 слова

Пост был обновлён в июне 2022



1 комментарий
66
GellTorn

Когда знаешь что следующие полчаса пройдут офигенно!

Пять лет назад вышли мои лонгриды про Блокчейн и Эфир. Сейчас они кажутся милыми и наивными, но когда-то именно они стали первыми постами-миллионниками в этом бложеке.

Теперь народ требует таких же простых объяснений и для феномена Веб 3.0 в целом. Но это тема на порядок сложнее, ведь здесь нужно подниматься на один уровень абстракции выше, а там сейчас всё обмазано жирным слоем религии и фанатского культа. Даже мне, инженеру, в общем-то разбирающемуся в технических аспектах происходящего, бывает больно слушать религиозные истерики всяких свидетелей веб-три.

Не удивительно, что большинство просто бросает свои попытки разобраться в этом безумии и переходит в более простой и понятный лагерь «анти-фанатиков» крипты, которые воюют с первыми при помощи искромётных шуток про кражу NFT в JPEG'а и мемами про «фиксируем прибыль».

Сейчас 99% инфополя состоит именно из этих двух радикальных лагерей. Конструктивные дебаты ушли в подполье, так что нормальным людям попросто не осталось места, чтобы наконец-то разобраться зачём этот Веб 3.0 вообще нужен и подискутировать о плюсах-минусах без истерики.

Надо было что-то делать.

Я не хотел писать очередной пост, срывающий покровы с Веб 3.0. Сейчас это слишком просто — на войне любые крайние взгляды заходят на ура.

Здесь я решил собрать доступные нам сегодня частички пазла, которые всё еще плохо стыкуются друг с другом, но их можно попробовать разложить на столе и задуматься что с чем стыкуется, какие еще частички нужны и имеет ли это всё хоть какой-то смысл вообще.

Главная же проблема, которую я наблюдаю во всех статьях про Веб 3.0 — большинство авторов фокусируется исключительно на спекулятивной составляющей. Прочитайте 20 статей про NFT и в 19 из них вам будут рассказывать про картинки обезьянок и цены с кучей нулей, и лишь в одной, если повезёт, расскажут зачем NFT были действительно изобретены (нет, не только продавать мемы).

Поэтому в данном посте мне будет на удивление насрать на все эти курсы биткоина. Меня интересуют лишь технологии и как они могут спасти нас от неминуемого ада.

Так что расчехляйте дизлайкомёт.



Комментировать

Я долго отказывался писать этот пост потому что в последний год работаю в компании, связанной с Веб3, а у меня всегда было правило — не пиши в блог о том, где сам работаешь.

Да моих читателей это и может показаться плюсом — Вастрик наконец-то пишет о том, что трогает руками каждый день, но хейтеры найдут тут благородную почву для обвинений меня в проплаченности, а компании в некачественном мнении её сотрудников.

К сожалению, такие прецеденты уже случались. Поэтому вот парочка дисклеймеров для нормальных людей:

  • Всё написанное — мой субъективный взгляд. Я не буду упоминать название компании и ссылаться на проекты, желающие всё и так сами найдут.
  • Мне дали карт-бланш писать обо всём так, как я вижу, не вычитывая пост. По-другому я и не стал бы.
  • Самоцензура. Когда я где-то работаю, значит я разделяю какие-то ценности. Самый яркий тому пример — я верю, что блокчейнов должно быть много, даже маленьких и локальных, и они должны учиться общаться друг с другом. Другие же, наоборот, высмеивают эту точку зрения, утверждая, что мне за неё платят. Это типичная ситуация.
  • Я не криптобро. Я жирный скептик, который первым же в комнате кричит «нахрена вам вообще блокчейн?» Мне интересны технологии, а не религия или финансовые спекуляции.
  • Не «инвестируйте» в крипту. Свои мысли я уже рассказывал в прошлом посте.

Этот пост — компиляция моих личных заблуждений. Мне будет классно, если вы прочитаете еще десяток таких же, от других более умных авторов, и составите свою картину мира, пускай даже противоположную.



1 комментарий
39
Oskar Sharipov

Вастрик, "Да" -> "Для" во втором абзаце.

Начнём с истории. По ней удобнее отслеживать многолетние тренды, не загоняя себя в ловушку сиюминутных событий.

У нумерации вебов весьма размытые границы. Чисто условно, Вебом 1.0 назвают то пиршество духа с гиперссылками и доткомами, которое пришло на смену текстовым терминалам.

Веб 1.0 был:

1. Децентрализованный. Да, я объясню. Мы все хостили свои веб-странички на сервере дома или в институте. Мы сидели по своим локальным сетям, которые затем объединялись и образовывали интернет. Мы тогда не догадывались, но это и была децентрализация.

2. Основанный на протоколах. Так как у сети не было центра, любое взаимодействие её участников происходило с помощью протоколов: по FTP я заливал свои великолепные гифки с котятами на сервер, по HTTP люди смотрели их в браузере, а по RSS получали ещё.

3. Свободный. Каждый мог запустить свой сайт, выучив язык разметки и пару протоколов. Никаких площадок, законов, регуляторов и даже централизованных мест выдачи SSL-сертификатов, как сейчас. Каждый сам за себя.

К сожалению, всё это звучало прекрасно только в теории. Как коммунизм.

На деле же держать свои сервера было тяжело, протоколы развивались медленно и тормозили прогресс ? да у нас и до сих пор нет, например, защищенного протокола для электронной почты , а защититься от мошенников и скама в тотальной анархии было попросту невозможно. Мы и сами стали об этом жаловаться.

Однако, сейчас в наших головах плотно сидит ностальгия по «старому вебу», и «новый веб» еще не раз будет разыгрывать эту карту.



1 комментарий
9
Юрий Кашницкий

"Чисто условно, Вебом 1.0 назвают" -> называют

Веб 1.0 был слишком сложный, а мы, человеки, слишком глупые.

Так что как только появились удобные централизованные платформы, где почту можно было проверять мышкой через браузер и там же рядом читать блоги друзей — даже мы, прыщавые гики со своими серверами, сразу побежали туда. Нормальные люди тем более.

Так появился Веб 2.0, который господствует до сих пор. Во славу XMLHttpRequest!

Веб 2.0 стал:

1. Централизованный. Для среднего человека интернет теперь ограничивается 2-3 площадками, на которых он сидит, и его очень тяжело перетащить куда-то еще. Даже физически большая часть «облаков» принадлежит трём с половиной корпорациям, что становится заметно всем, когда падает одна зона AWS, а за ней ложится половина интернета.

2. Основанный на платформах. Интернет = соцсети. Отныне. Иметь свой блог — это странно, а уж держать собственный почтовый сервер сегодня вполне может считаться психическим отклонением. Зато порог вхождения во всё стал фактически нулевым.

3. Закрытый. Платформы быстро поняли, что персональные данные в эпоху Веб 2.0 стали новой нефтью, поэтому нельзя ни в коем случае ими делиться (даже с самими пользователями). Появились огороженные сады или как их менее обидно стали называть маркетологи — «экосистемы».

Веб 2.0 принёс в нашу жизнь кучу плюсов: обнулил порог вхождения, дал площадки для общения и совместной работы, сделал возможным относительно безопасные банковские транзакции и в интернет пришли деньги.

Но были и очевидные минусы — тотальная слежка, концентрация власти в руках правительств и Big Tech, неконтролируемые утечки данных, охота за вниманием, деплатформинг не только людей, но теперь и целых государств, ну и прочий high tech, low life.

Даже в России, стране традиционно техно-оптимистичной, сегодня уже не нужно долго объяснять чем обернется отключение Google или Visa/Mastercard. Хотя еще год назад меня бы за такое подняли на смех и назвали параноиком.

В Европе же глубоко озабочены проблемой уже давно.

Правительства Германии и Франции переходят на Matrix, бросают франки и марки в peer-to-peer технологии, переводят школы на Linux, и создают целые комитеты по децентрализации в парламентах. ? Которые хотя бы думают головой перед тем, как в тупую переносить выборы на блокчейн и прыгать от радости

Процесс, ожидаемо, идёт хреново. Школьники возненавидели Linux, а чиновники попилили на нём бабла, так что проект откатили. Matrix на десятилетия отстал от Teams и Slack, что местами вызывает боль (говорю как человек, который пользуется им каждый день, это наш рабочий месседжер).

Народ же всегда требует быстрых решений, потому те же правительства, особенно Старого Света, параллельно идут и своим любимым путём — тотального регулирования.

Появились Cookie-баннеры, длинные законы GDPR, ФЗ-152 и прочие наивные попытки «научить платформы вести себя хорошо».

Но гуглы с фейсбуками давно стали больше и сильнее любых государств, пытающихся их ограничить. Да и умеют неплохо договариваться, например, предлагая славным честным спецслужбам удобные централизованные бекдоры для доступа к вашим персональным данным.

Так что даже «продуманные» европейские регуляции бьют в основном по простым людям и малому интернет-бизнесу, а корпорациям насрать. Как всегда.

В общем, старыми добрыми методами «найти виновных и бить их дубиной» проблему решить не удалось. Все стали рассуждать, что же делать дальше.



3 комментария
24
Mikhail Yuskou

Чем плоха идея блокчейн выборов?

17
Даниил Волынкин

Зачастую это блокчейн, но все ноды только у правительства))

3
Aleksandr Kwaskoff

Mikhail Yuskou, тем, что сначала нужно зарегать всех желающих с их приватными ключами, которые они теряют =)

Итак. Вебом 1.0 было тяжело пользоваться из-за децентрализации, что в Вебе 2.0 мы решили централизацией, из-за которой получили еще больше проблем.

Что же мы придумали для Веба 3.0?

Д Е Ц Е Н Т Р А Л И З А Ц И Ю ))0)))

Ну ладно, без кеков, маятник качнулся в другую сторону, как часто бывает. На этот раз нам нужно было заранее решить те проблемы, которые были в децентрализованном Вебе 1.0, не наделив на этот раз корпорации и государства бесконечной властью над ним.

Процесс можно сравнить с любым развитием человечества: раньше жили племенами и срали под деревьями, но враги постоянно крали наш урожай. Придумали выбрать Мудрого Монарха, который будет нас защищать, но он понастроил себе замков и объявил свой род хозяином всех людей. Да что же такое-то! Понадобились сотни лет революций, чтобы прийти к демократии, в которой срать под деревьями снова становится неотъемлемым правом свободного человека.

И вот так у нас везде.

🤔 «The empire, long divided, must unite; long united, must divide. Thus it has ever been» © — китайские мудрецы 14 века, про циклы централизации-децентрализации. Так что это даже не я выдумал.



Комментировать

Блокчейн далеко не сразу вылез на сцену Веб 3.0.

За последние двадцать лет человечество придумало десятки идей для «нового чистого веба» — Semantic Web, ИндиВеб, Small Web, web0 и даже Веб 4.0, отрицая «криптовалютный веб» как ошибочный этап эволюции.

О них мы может быть еще поговорим в следующих постах, если кому-то это еще будет интересно. Пока же будем использовать устоявшийся термин, но сразу оговоримся: никто не самом деле не понимает каким должен быть Веб 3.0.

Каждый день выходит куча статей типа этой, где автор в очередной раз транслирует свои заблуждения и переизобретает его заново.

Так что смотреть лучше не на определения, а на динамику. Разберём последние три пятилетки.



1 комментарий
31
Viacheslav Leonov

никто не самом деле не понимает -> никто на самом деле не понимает

В 1999 году сэр Тим Бернерс-Ли, бессменный глава World Wide Web Consortium (W3C), отвечающий за все инновации в ваших браузерах, описал свою идею Веба 3.0 — Семантический Веб.

Такая структурированная машинно-читаемая база всех знаний мира, доступная каждому для хитрых поисковых запросов. Вау.

Эх, какие же наивные и светлые у нас были надежды на будущее интернета в самом начале. Помню как сам носился с идеями RDF-разметок и графами знаний на каждом сайте. Даже в этом бложеке они когда-то были.

К сожалению, теперь это истории ушедших дней. Всем стало очевидно, что 99.9999% человечества знания особо не нужны, им нужны тиктоки, так что идею Semantic Web 3.0 тихо закопали к концу нулевых.

Но в теории было всё стройно и красиво!
Но в теории было всё стройно и красиво!


Комментировать

В начале 2010-х все стали активно переизобретать peer-to-peer протоколы. Благо скорости интернета начали это позволять. «Будущее веба» на время стало плотно ассоциироваться именно с p2p.

Благодаря той эпохе нас появилось много всего хорошего:

  • WebRTC, с помощью которого любой советский школьник сейчас одной строчкой кода может написать свой Skype, да еще и с шифрованием поверх.
  • CRDT — peer-to-peer редактирование документов и вообще риалтайм коллаборации как в Figma или Skiff (p2p аналог гуглодоков).
  • IPFS — простой красивый протокол, через который вы сможете скачивать глупые картинки с моего сервера, а когда он умрёт или будет заблокирован, то и напрямую друг с друга как в торрентах.
  • ActivityPub, ставший основой децентрализованных соцсетей. Думаю в этом бложеке скоро попробовать его.
  • PeerTube — децентрализованный ютуб, работающий через стриминговый протокол WebTorrent и тоже интегрированный с тем же самым ActivityPub.
  • Matrix — довольно продуманный протокол p2p-месседжинга (типа Slack или Telegram), с кучей мостов в другие месседжеры, но которому сильно не хватает нормальных человеческих клиентов.
  • IndieAuth — независимая от платформ авторизация по своему домену.

Перечислять можно и дальше. Для меня лично это была самая интересная и продуктивная эпоха. Многие вещи уже вошли в жизнь простых людей так, что они даже не догадываются, что каждый день для созвонов на работе они используют тот же WebRTC.

К сожалению, весь этот движ мало чем отличался от старого доброго Веб 1.0 с его классическими проблемами, главная из которых — никто в здравом уме не сможет во всём этом разобраться :)

Да и не захочет.

Сейчас любая «децентрализованная» или «независимая» платформа — болото душных анархистов и школьников-троллей, чувствующих там абсолютную безнаказанность. Потому и контент там такой, что хочется сразу промыть глаза антисептиком.

Короче, мы получили те же самые проблемы, что и в Веб 1.0. Централизованные платформы с нормальной модерацией снова здесь всех побеждают чисто с человеческой точки зрения. Надо думать дальше.



Комментировать

Приближаясь к 2020-м, фокус развития интернета сместился с технологического на политический. Не только потому что государства пришли в интернет, а фейсбуки стали новыми государствами, но и на уровне более «бытовой политики» — организации коммьюнити, решения споров, удаления троллей.

Кто хоть раз в жизни пытался организовать хотя бы пять человек в какую-нибудь поездку, понимает о чем я.

Так и каждая децентрализованная p2p-соцсеточка неизбежно упиралась именно в «человеческие» проблемы, а не в технологические. Технологии мы худо-бедно делать научились, а вот договариваться — нихуя.

Мне лично нравится как это описал Бен Томсон из Stratechery.

Веб 1 решал техническую проблему существования интернета, Веб 2 — социально-экономическую, а Веб 3, похоже, решает политическую.

Иными словами, нам нужно научиться автоматизировать доверие в системе, не вводя для этого единого центра «власти».

Тут на сцену и вылез блокчейн.

Честно говоря, для меня до сих пор загадка почему из всех систем децентрализованного консенсуса выстрелил именно он. Простой обыватель тут скажет, что всё из-за мерзких спекуляций, но это вполне могло быть следствием, а не причиной.

Как бы там ни было, в наши годы термин Веб 3.0 стал официально ассоциироваться с блокчейном и криптой, нравится ли нам это или нет. Даже автор термина Веб 2.0 Тим О'Рейли не раз выступал против, но ничего уже было не поделать.



1 комментарий
16
Орхан Мамедов

Кто хоть раз в жизни пытался организовать хотя бы пять человек в какую-нибудь поездку, понимает о чем я.

помню как-то собирал рейд на 40 чел в логово Магтеридона...

Всё началось с биткоина, который и заложил основы консенсуса без единого центра. Освежим в голове мою самую первую статью.

Блокчейн — это:

  • 1️⃣ Список записей. В классическом битке это были денежные транзакции, но в современных чейнах это уже любые события.
  • 2️⃣ Записи складываются в коробочки (блоки), каждая из которых жестко привязывается с предыдущей. Так получается цепочка, которую единожды создав уже нельзя разорвать.
  • 3️⃣ Каждый участник сети может скачать весь список и лично удостовериться, что цепочка верна математически и не была разорвана.
  • 4️⃣ Добавить новую запись тоже может любой, но тоже по определённому правилу и остальные участники сети следят за этим.
  • 5️⃣ Удалять ничего нельзя. Но можно перезаписывать.

После Биткоина появился Эфир, который поднялся на уровень абстракции выше, добавив к голому блокчейну еще и программируемый слой смарт-контрактов, превратив его в универсальную базу данных для любых приложений вообще.

Эфир тоже далеко не идеален — он всё еще работает на алгоритме Proof of Work, что означает надо жечь электричество и видеокарты, транзакции на нём стоят дорого и проходят дико медленно, плюс он уже несколько раз форкался, что не очень хорошо для «вселенского суперкомпьютера».

Все эти проблемы были решены в более современных блокчейнах. Proof of Work все давно заменили на Proof of Stake, который хоть в теории и менее безопасный, но зато не нужно жечь электричество, транзакции добавляются за секунды, а пропускная способность превышает Visa и MasterCard.

Эфир тоже скоро на него переедет, а остальных сожрут эко-активисты. ? Хотя про «скоро» я писал еще в посте 5 лет назад :D

Современные блокчейны становятся по сути виртуальными машинами, исполняющими внутри себя вообще любой код, а не только переводящие токены туда-сюда. Даже обновления для самой сети или исправления в ней багов теперь могут приниматься коллективным голосованием — это решает проблему форков и даже отката транзакций.

Методику подобного голосования пока опустим, на эту тему пишут 100-страничные вайтпейперы, там свой отдельный мир хардкорной математики.

Плюс, блокчейны уже научились общаться с другими блокчейнами, включая сам Эфир, что открывает сейчас еще больше возможностей. Ведь торговать всегда было выгоднее, чем воевать.

Практическая суть же остаётся неизменной: блокчейн — это просто публичная база данных, распределённая по куче не доверяющих друг другу компьютеров, которые сами договариваются чья версия правильная, без какого-то центрального органа власти, при этом математически карают попытки обмана со стороны других участников.

А так как в основе любого сайта лежит база данных, значит в теории любой наш бложек, онлайн-игра, соцсеточка, может быть перенесён на блокчейн и немедленно стать децентрализованным.

Чем ранние адепты крипто-киберпанка и начали активно заниматься.

И очень быстро обосрались.

Первые же их попытки показали, что блокчейн — это медленная и дико дорогая база данных с кучей неудобных ограничений, из-за которых всё равно приходится городить рядом кучу off-chain костылей, уничтожающих всю цель мероприятия.

☠️ Сразу вспоминается история с блокчейн-выборами в Москве, куда была прибита гвоздями SQL-база, куда её владельцы могли «вбросить» что угодно, чем и накрутили все выборы. Но виноват всё равно оказался блокчейн, да.

В итоге даже сами разработчики раннего крипто-веба пришли к одной мысли:

Блокчейн отвратительно решает те задачи, которые уже можно решить другими инструментами

Он всегда будет худшим вариантом из имеющихся. Любая попытка переписать что-то на блокчейн приводит к тому, что оно просто становится хуже и мы городим костыли.

Лет пять назад это поняли все. Но что теперь делать-то?



3 комментария
0
Oleh Vasylenko

И какие форки, кроме Ethereum Classic, известны науке? С каких пор один раз это «несколько»? :)

3
Aleksandr Kwaskoff

Lev Khoroshansky, так это список обновлений, а не форков

Где-то году к 2017 здравомыслящие инженеры прекратили попытки пришить к каждому зайцу блокчейн и вернулись к изначальной идее — блокчейн был создан, чтобы заменить власть (доверие) на математику.

Нужно было найти такие системы, в которых кожаным человеческим мешкам приходится о чём-то договариваться друг с другом.

Например, я разрешаю вам пожить в своей квартире, а вы за это будете в ней убираться и готовить еду. Дил? Если всё пойдет хорошо — у нас получится КоЛиВиНг. Класс. Но нет никакого способа убедиться, что какая-то из сторон вдруг не решит забить на договор, так?

Это акт чистого доверия.

Чтобы решить такую проблему, кожаные мешки придумали прописать условия сделки на бумажке, назвать её «договором», и изобрести некую третью сторону, например, арбитражный суд, который за денюжку поможет им решить спор, если что-то пойдет не так.

То есть вместо того, чтобы доверять друг другу, мы теперь доверяем какому-то центру. Удобно. Вот это полная аналогия Веба 2.0 с его платформами.

Догадываетесь, что произойдет дальше?

Суды, нотариусы, бюрократия, налоговая, заполните справку КП-6 по форме 1209, и так далее. Власть канцелярий становится огромной и невыносимой.

Ситуацию осложняет то, что и сама бюрократия внутри построена на том же самом доверии. В такой системе цветут ошибки и коррупция, когда «брату сына отца» выписывают справочку без проверок, потому что доверяют больше, чем тебе (ну и шоколадку он еще вкусную занёс).

Конечно, первым делом мы бежим придумывать еще больше строгих правил, но делаем всем только хуже. Бюрократы быстро привыкают играть по новому, а жизнь простых людей становится еще тяжелее — иди собери 20 бумажек по 6 окошкам.

🤔 Снова прослеживается аналогия с GDPR и корпорациями, которые не просто не пострадали, а даже выиграли от него — ведь юзерам теперь проще один раз отдать все свои данные фейсбуку, чем разбираться что там написано в Privacy and Cookie Policy на КАЖДОМ грёбаном сайте. Спасибо, Евросоюз.

Но и это еще не конец. Волосы начинают шевелиться, когда задумываешься, что описанная здесь «бюрократия» является лишь частью огромной системы таких же систем над ней. И все они выстроены на том же самом доверии.

Мы, человеки, не умеем строить большие системы без доверия. И это ограничивает наш прогресс

Доверие хрупко и неэффективно. Особенно на международном уровне, как мы видим сейчас, когда контракты разрывают и меняют одним днём. ? Я лично никогда не понимал зачем нужны такие контракты вообще тогда :) Потому я и не юрист наверное

Поэтому программисты так обожают свой код — он не может устать или вступить с кем-то в сговор. Поэтому наш IT-сектор так быстро прогрессировал за последние десятилетия, а проблемы доверия между людьми мы решаем веками.

Так вот вернёмся к блокчейну.

Оказалось, блокчейн хорошо решает именно те проблемы, вокруг которых не существует IT-систем вообще. Они просто не могли бы существовать, ведь их участники сразу бы захотели извлечь из них личную пользу, и систему бы откатили обратно.

Чуть более рабочий сценарий с минимумом доверия
Чуть более рабочий сценарий с минимумом доверия

Либо они существуют в каком-то хрупком балансе, но в любой момент всё может поломаться. Типичный пример — выдача SSL-сертификатов и их недавний внезапный отзыв у попавших под санкции банков, что ставит большой вопрос над идеей сертификатов вообще.

Все начали искать именно вот такие задачи, где всё держится на хрупких смертных людишках и доверии между ними, когда любая сторона может внезапно психануть и не выполнить договор.

И их оказалось достаточно. Просто водятся они, как выяснилось, чаще всего не в тех водах, где живёт и вполне себе здравствует Веб 2.0.

Начнём раскладывать детальки пазла.



1 комментарий
4
Egor Suvorov

Я лично никогда не понимал зачем нужны такие контракты вообще тогда :)

Чтобы явно зафиксировать как можно больше деталей и всяких крайних случаев "на берегу". В письменном виде их лучше видно, чем устно. Например, кто что должен оплатить, если сделка отменяется.

Во введении к посту я говорил, что мне не интересна финансовая составляющая блокчейнов и я больше интересуюсь технической.

Но Вастрик, как же так получается, что весь блокчейн построен вокруг заработка токенов и каждый раздел поста так или иначе к ним скатывается. Не это ли та самая мерзкая спекуляция, заложенная в фундамент Веба 3.0?

Давайте разберемся.

Вспомним наш пример с p2p-соцсетками выше. Что делает первый же школьник, когда попадает в любую из них? Правильно — засирает всё миллиардом гигабайт спама просто по фану. Такова природа людей.

Нужен был инструмент, который бы давал леща всем вредителям, а «хороших» участников, наоборот, вознаграждал. Причём он должен быть заложен в самую основу, иначе его можно будет легко обойти, как любой антиспам.

В блокчейне для этого выдумали токены.

«Плохие» участники сети, желавшие навредить, тратили своё время, не получая ничего (в случае Proof of Work), либо даже штрафовались и лишались части токенов (в случае Proof of Stake), от чего быстро теряли свой интерес.

Они не могли насоздавать миллион аккаунтов или разослать терабайтный 8K-рип новой «Матрицы» по всем нодам — для них это было бы неподъемно дорого.

Хорошие же участники, наоборот, вознаграждались за свою работу по добавлению новых блоков и получали своё право доступа к ограниченному ресурсу — записи в общую публичную базу данных блокчейна.

Так сеть защищалась и балансировалась. Токены и стали той деталью реализации, которая это позволила. При этом они были бесполезны сами по себе, как, например, бензин бесполезен, когда у вас нет машины.

Однако, как и с любым ресурсом, снаружи вокруг токенов появился РыНоЧеК. Кто-то захотел их купить за обычные деньги и понеслась.

В рамках этой статьи, я смотрю на токены скорее как на бензин. В том смысле, что я всегда рад залить полный бак подешевле, но вся моя жизнь не сводится к постоянному накоплению бензина.

При этом я не кидаюсь людей, которые занимаются его продажей. Да, так тоже можно! Благодаря им у меня есть удобная сеть заправок и питательные хот-доги в самых дальних уголках моих путешествий.

Покупая бензин, я не думаю насколько дороже смогу его продать, я думаю о дороге и в какие прекрасные места смогу теперь поехать. ? Ага, в ИКЕЮ, в автосервис, в пробку на автобане...

А почему нельзя просто всем выдавать бензин бесплатно нам неплохо показал опыт Венесуэлы :)

Так и в этой статье любое упоминание токенов будет именно как топлива, а не в контексте их стоимости. Для всего написанного совсем неважно, сколько там тысяч миллионов стоит 1 биткоин или 1 NFT. В этой статье любой токен просто равен 1 литру бензина.

Нужен ли мне бензин? Конечно. Интересно ли мне его перепродавать? Вряд ли.

Хотя, когда бензин в Европе щас растёт как биткоин — тут я, конечно же, начинаю ругаться!

Хорошая же новость в том, что эпоха конских комиссий и майнинга на видеокартах уходит, а новые блокчейны на голову совершеннее, чем дед-биткоин и батя-эфир. Комиссии становятся копеечными, а иногда и вовсе нулевыми — сама сеть может решить «спонсировать» некоторые виды транзакций. ? Как заправка даёт вам бесплатно подкачать колёса, потому что знает, что окупится на других транзакциях, например.

Надеюсь, эта мысль добавит вам еще немного спокойствия на счет прикладного использования блокчейнов и позволит сфокусироваться на технологических аспектах.

Хотя, откройте твиттер, там уже вовсю взрываются крипто-бро c «.eth» в никах, у которых Эфир должен всех победить, а все остальные — лишь жалкие клоны. Только ERC20, только видеокарты, только комиссии по $200, только хардкор!



6 комментариев
4
Орхан Мамедов

Хорошо, бензин. И тут мы можем вспомнить о доверии и что пользование валютой любого государства построено на доверии к этой валюте/государству, а когда доверие падает (вместе с курсом этой валюты), то разумнее бы купить другой "эквивалент" доверия (только уже не государству, а физике там, или алгоритмам) — токен или бензин.

Это у меня "разрешите доебаться" к "токен != долор", так то да, но есть нюансы.

0
Алексей Бедняков

А можно подробнее про опыт Венесуэллы с бензином для маленьких и тупых, пожалуйста?
Попробовал почитать, вроде как они откатывают госрегуляции потомучто не взлетело (например, https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-10-23/venezuela-raises-gas-prices-by-20-fold-to-10-cents-a-gallon). Не стовсем понятно как это связано, бесплатно не выдавали же вроде.

2
Vladimir Bodrov

Орхан Мамедов, имеется в виду, что кроме как бензин обменять ты можешь наделать из него коктейлей им. Молотова, ну или генератор немножко покрутить, а доллары даже горят не очень.

1
Орхан Мамедов

Vladimir Bodrov, да ладно, а токены могу перевести тем, кто купит себе бензин и сделает коктейлей им. Молотова :)

5
Andrey Oskin

При этом я не кидаюсь людей, которые занимаются его продажей.

тут "на" не пропущено?

1
Aleksandr Kwaskoff

Орхан Мамедов, доёб засчитан! =)
Алексей Бедняков, в Венесуэле были национализированы все буровые, которые построили парни из США. Идея была "отнимем, поделим и вот тут заживём". Как же они удивились, что буровые сами себя не обслуживают, а нефть сама по себе ничего не стоит, если нет большой и развитой экономики, способной эту нефть употребить.
п.с. И да, никакую нефть бесплатно никому не раздавали, да даже если бы и раздавали - это не помогло бы накормить голодных

DeFi, Decentralized Finance, Децентрализованные Финансы по нашему. Крипто-бро обожают аббревиатуры, так что мне придется к каждой давать расшифровку

Окей, ребята, у нас есть технология, которая наконец-то позволяет не доверяющим друг другу участникам системы прийти к согласию на счёт чего-то крутого без единого центра.

Мы теперь столько всего можем изобрести! С чего мы нач...

ДА БЛИН НУ ОПЯТЬ БАНК ЧТОЛЕ! ? Не банк, а ЭкОсИсТеМА ☝️☝️☝️

DeFi — общее название любых финансовых инструментов на блокчейне. Оплата криптой на сайтах, обмен валют, выдача кредитов, выпуск и покупка акций (обычно выдуманных), вклады под процент и вот это всё.

Древняя картинка аж из 2017 года, которая всё еще наглядно показывает в чем суть. Перечисленные проекты, кстати, сейчас и составляют пятёрку крупнейших. Можете погуглить их
Древняя картинка аж из 2017 года, которая всё еще наглядно показывает в чем суть. Перечисленные проекты, кстати, сейчас и составляют пятёрку крупнейших. Можете погуглить их

Основная идея любых DeFi — раз доверие в системе теперь реализовано математически, то и посредники типа банков и брокеров могут идти нафиг. Мастеркарды и Визы легко заменить бездушным смарт-контрактом, логика которого открыта и видна всем.

DeFi делали еще с самого появления эфира, но на вершине хайпа они оказались в начале пандемии ковида. Потом немного упали перед NFT, а теперь видимо взлетят туда снова — за прошлые три недели, я уже видел несколько компаний, которые после отключения SWIFT'а начали платить контракторам в стейблкоинах, выпущенных популярными DeFi.

Биткоинами, понятное дело, платить плохая идея из-за летающего туда-сюда курса, а вот стейблами типа USDT/BUSD/DAI — почему бы и нет. Они так же легко конвертируются в популярные коины (через другой DeFi по их обмену) и снимаются через крипто-банкомат в Турции или Грузии.

Это уже не истории про гиков-криптоанархистов — это настоящая реальность из наших мигрантских чатиков. В новом балканизованном мире у простых людей просто не остаётся выбора.

В берлинском Нойкёльне вот когда-то был даже бар с оплатой криптой!
В берлинском Нойкёльне вот когда-то был даже бар с оплатой криптой!

Ну а для меня главный плюс DeFi всегда был в том, что у них лучше всего получалось UX/UI. DeFi смогли «очеловечить» интерфейсы взаимодействия с блокчейном так, как какой-нибудь Тиньков и Револют в своё время очеловечил банки.

Большинство новичков сейчас входит в крипту именно через DeFi, а не через всякие мутные серые биржи, как раньше.

Не могу тут не отметить тот забавный факт, что получается, нам уже удалось убедить людей, что они должны кому-то реальных денег, просто потому что в какой-то там странной базе данных записана циферка в какой-то выдуманной валюте. What a time to be alive, да? :D



3 комментария
6
Egor Mikhalchenko

мне кажется, приводить в пример стейблы не очень правильно. USDT же выпустила конкретная компания, которая может их заблочить у тебя, посчитав "обманщиком" и тп.

1
Саша Елховенко

Собсна не очень прозрачная компания. https://crypto-anonymous-2021.medium.com/the-bit-short-inside-cryptos-doomsday-machine-f8dcf78a64d3

0
Aleksandr Kwaskoff

coinbase не имеет отношения к DeFi, а Metamask тупо клиент для подписи транзакций - так что тоже вообще не DeFi. А вот тру DeFi были BitShares - и они очень лихо сдулись! А всё что в них было - теперь зовётся инновациями в Эфиро-блокчейнах и всяких солановских недоклонах. Весело =)

Non-Fungible Token, он же Невзаимозаменяемый Токен.

NFT — это особенный вид токена, который может существовать в сети только в единственном экземпляре. В том смысле, что его можно передать, но нельзя выпустить второй такой же.

Например, если в реальной жизни вы хотите купить дёнер за 5 евро. Вы можете расплатиться любой купюрой в 5 евро, которая оказалась у вас в кошельке, ведь все купюры в 5 евро взаимозаменяемы.

С NFT же вы как будто пытаетесь расплатиться за дёнер портретом Мона Лизы. Дёнерье вполне может принять её вместо купюры 5 евро, ведь Мона Лиза тоже имеет свою ценность — завтра он её продаст и сможет купить своей семье, например, Латвию.

Технически, на блокчейне простейший NFT так и записан — вот эта случайная строка (ссылка, уникальный хеш или что угодно) принадлежит вот этому адресу. Всё. Обычный key-value маппинг через смарт-контракт, если мы говорим про Ethereum.

Владелец может передать владение другому юзеру, а иногда даже и отредактировать саму строку, сохраняя уникальность, что тоже иногда полезно.

Зато мемы хорошие!
Зато мемы хорошие!

К сожалению, аналогия с «предметами искусства» и загнала нас в ловушку 2021-2022 годов, когда одни гении начали массово продавать «права» на JPEGи из интернета, а другие вероломно воровать их правой кнопкой мыши!

Так что давайте забудем про арт и посмотрим на NFT в более широком смысле:

NFT — это любой договор

Грубо говоря, у кого NFT — тот и прав. Сами же NFT по сути бесплатны, любой может их выпустить за комиссию в сети.

Интереснее рассказывать про NFT по аналогии с кадастром земель. Кто-то ведь когда-то придумал, что можно купить себе некий кусок земли, записать факт в некую книгу и получить бумажку — «теперь это земля Олега».

Выпустить такую бумажку, как и NFT, почти ничего не стоит.

В реальном же мире никакого забора вокруг той земли не появляется, не так ли? Я могу спокойно пойти погулять ногами по этой земле и посмеяться над глупым Олегом с его бесполезной бумажкой, что и будет являться полным аналогом «кражи JPEGа» в NFT.

Однако, со временем, наше общество как-то так договорилось, что если у Олега есть бумажка из кадастра, он имеет полное право построить на этой земле дом, а вы почему-то нет. Казалось бы, почему?

Да не почему, мы просто так договорились.

Сохранил твой NFT правой кнопкой, хаха
Сохранил твой NFT правой кнопкой, хаха

Дальше — больше. Олег может пойти с этой бумажкой в банк и получить там кредит под залог своей земли. Внезапно, бумажка Олега становится полезным инструментом. Он может подтвердить ей намерение достроить свой дом.

Банк при этом не приезжает с трактором и не увозит всю землю Олега себе на склад. Олег может строить дом, просто бумажка (и земля) временно принадлежит банку.

Если же Олег не отдаст кредит, банк возьмет его бумажку и перепродаст кому-нибудь другому, чем покроет свои убытки и даже немного заработает, ведь земля Олега стала более востребованной и выросла в цене.

Так же было и с NFT — ребята просто хотели изобрести такие же контракты в крипто-мире, а всё опять превратилось в цирк с JPEG'ами.

Потому что, как и со многими вещами в Веб 3.0, инструменты опять появляются раньше задач. А когда новый молоток попадает в руки к дураку, он покупает Дюну за три миллиона.

Математическому консенсусу всегда нужен консенсус реальный.

Однако, несложно представить, что завтра какой-нибудь хипстерский коворкинг начнёт вместо договоров аренды выдавать рабочие места в виде таких временных NFT. Чтобы пройти в здание, ты будешь должен приложить карточку со своим ID к ридеру, который проверит, что ты являешься владельцем NFT и пустит тебя в офис.

«А нахрена тут блокчейн?» — должны хором закричать мы все. Ведь эти карточки доступа можно хранить в обычной базе данных самого коворкинга!!1

Всё так, вы начинаете улавливать суть.

Мы снова переизобретаем на блокчейне то, что уже умеем. Пытаемся натянуть крипто-сову на глобус. У нас нет ситуации, где два не доверяющих друг другу участника хотят договориться.

Вот если бы места в коворкинге продавал кто-то другой... но это мы уже выдумываем. Тут блокчейн действительно нужен только по фану.

Но несложно представить ситуации, где такие недоверяющие друг другу стороны встречаются и в реальной жизни — аренда квартиры, продажа билетов на концерт (и их перепродажа, особенно), награждение победителей, и еще много всего.

Вот здесь концепция «NFT как договор» вписываются очень красиво.

Но нет, мы всё еще не наигрались в джепеги в твиттере.

Однако, мы нашли одно такое место, где сразу есть много не доверяющих друг другу сторон и способы легко устанавливать правила — это игры.

Можно представить себе такую MMORPG, где состояние мира (или миров) описывается состоянием блокчейна, а владение шмоткой, персонажем или землёй хранится в виде NFT.

При этом даже другие разработчики другой игры, которые не доверяют конкурентам, смогут это проверить и позволить вам использовать своего персонажа или предмет в их мире тоже. ? А какое же раздолье товарищам модерам!

Вот здесь уже проблема не решается обычной базой данных. Кто будет ее хранить — мы или конкуренты? И как мы убедимся, что конкуренты не добавили себе игрового золота, чтобы сломать нам баланс?

Так что готовьтесь, в ближайшее время мы увидим еще много странных попыток вставлять NFT во все возможные игры. Будет много глупостей, ошибок и смешных мемов, конечно же. Даже описанная мной идея — полная глупость и легко разваливается на части :)

Однако, нашлись и совсем отбитые ребята (из Microsoft), которые решили подняться на еще один уровень абстракции выше и начали думать объединять такие «игры» в свои метавселенные.



3 комментария
0
Коба Дмитрий

Во втором абзаце слова не хватает. "... Вы можете расплатиться за <где-то тут> любой купюрой в 5 евро ..."

9
Evgenii Bukhtin

Неплохая, кажется, статья о том, почему именно разработчикам не до фига интересно поддерживать чьи-то там NFT в своих играх

0
Aleksandr Kwaskoff

комент на картинку "владелец и строка". Там нет "уникальна по всей базе", ибо я могу сминтить другой токен NFT с такой же точно строкой.

В оригинале — Metaverse, иногда используют прямую транскрипцию «Метаверс»

Слово «Метавселенная» придумал Нил Стивенсон в 1992 году в романе «Лавина» (Snow Crash).

По классике нового киберпанка, мир там был поделён между поехавшими кукухой корпорациями и потерявшими реальную власть государствами. Жизнь простых людей стала бессмысленна и невыносима, так что им приходилось убегать в виртуальную реальность, где они общались с помощью аватаров, могли общаться, покупать вещи, заводить бизнес и заниматься прочими вещами, более недоступными им в реальности.

Антиутопий по Оруэллу на Востоке и по Хаксли на Западе нам оказалось недостаточно, мы хотим еще и киберпанк по Стивенсону!

На самом деле у Стивенсона было всё куда интереснее.

У него Метавселенная появилась, наоборот, во благо. Ведь «реальный мир» развалился на глупую чересполосицу мелких и вечно срущихся государств-франшиз ? то была очевидная аллюзия на распад СССР, но сейчас со всеми новыми ДНР и ЛНР она снова зацветает красками , а всё вокруг отныне принадлежит корпорациям (даже автомобильные дороги конкурируют друг с другом), так что метаверс стал для людей эдакой единой средной кросс-культурного единения, со своим этикетом и правилами.

Люди бежали в него, чтобы спастись от корпораций и воюющих княжеств, а не наоборот.

Все эти идеи потом легли в основу реальной декларации независимости киберпространства. А еще в той же книжке было изобретено слово «аватар» и предсказано превосходство курьеров над другими жалкими профессиями. Короче, хорошее и важное чтиво, рекомендую.

Корпорации же Big Tech в последние годы стали активно соревноваться кто быстрее запилит свою метавселенную и монетизирует её. По сути они все они видят свой «новый интернет» как Second Life или VRChat на максималках с рекламой. ? На этом месте те, кто хоть раз пробовал последний, уже начинают кекать, вспоминая как бегали по полям за аватарками анимешных лолей, которыми в реальной жизни управлял жирный казах

Кто-то верит в метаверсы вокруг игр, где мы будем щеголять своими персонажами в общем лобби и вместе ходить на виртуальные концерты. Другие планируют заменить ими работу — удалённые сотрудники будут ходить в единый VR-офис и сплетничать у кулера как в реальной жизни.

Всё это, конечно, звучит ужасающе. Корпорации уже даже не притворяются, что хотят нанести хоть какую-то пользу, они просто строят новую площадку для коммерции и рекламы.

Потому Цукерберг и даёт своим мета-мейтам читать именно «Первому игроку приготовиться», а не «Лавину», потому что в «игроке» метаверс как раз чисто коммерческий, а не спасительный и эскапистский как у Стивенсона.

Всё. Идёт. По. Киберпанку.

Конечно же, в противовес этому, в Веб 3.0 стали активно думать о метаверсах в духе Стивенсона — объединяющих и независимых. Тем более тут уже есть несколько готовых экономических и социальных инструментов, а в качестве дешевого клона Second Life даже есть свой Decentraland.

Получилось весьма стройно, кстати:

  • 🗄 Блокчейны становятся базами данных. Разные операции вполне могут быть реализованы на разных блокчейнах: паспорта выдаёт один, скины для персонажей другой, земли третий. Каждому участнику даже не обязательно держать копию каждого блокчейна.
  • 🌝 Токены становятся ресурсами. Каждому из этих блокчейнов нужны майнеры, стейкеры или кто там у вас. Поэтому игроки могут «устроиться на работу» внутри метавселенной и фармить токены на том, что они держат, скажем, «блокчейн паспортного стола». Ушел в офлайн — получил штраф за прогул :) Дальше уже сверху наворачивается вся остальная экономика.
  • ⚔️ NFT — персонажи, шмотки, собственность. Любая уникальная договорённость в системе описывается в формате NFT. Новые поколения NFT позволяют комбинировать себя — у тебя может быть NFT-персонаж, на который надеты NFT-шмотки с NFT-оружием и всё это даёт тебе некие суммарные бенефиты во всей метавселенной.
  • 🏦 Смарт-контракты или отдельные блокчейны становятся организациями. Старые добрые DAO, мы давно научились делать. Логика работы любой организации описывается алгоритмом. Кодом в метавселенной может быть реализован банк, оплата парковки, выдача водительских удостоверений и вообще что угодно. Кибер-МФЦ, короче.
  • 🌎 Метаверсы могут быть вложены в метаверсы. Раз наш метаверс это блокчейн блокчейнов, то никто не запрещает им объединяться или конкурировать. Цукерберг больше не решает кого подключать и отключать.

Вопросов, конечно, возникает немало. Например, как будут разруливаться «ошибки» в логике метавселенной? А они обязательно будут, ведь код пишут люди, а мы обожаем ошибаться. Будет ли у нас какой-то орган, который сможет голосованием заменить дефективный смарт-контракт на новый и вернуть людям заблокированные из-за ошибки токены? Или будем форкать всю вселенную как с Ethereum Classic?

Не приведёт ли это к тому, что мы изобретём ту же самую бюрократию и централизацию, теперь уже в метавселенной? Кеееек.

Короче, в любом случае, готовьте свои лучшие аватарки аниме-лолей. Будущее наступает!

Если, конечно, человечество еще будет существовать...



2 комментария
11
Maksym Kramarenko

Чет такое ощущение, что Roblox очень преуспел в метавселенности.

0
Вадим Нестеров

единой средной -> средой

🔐 То, что я называю «ключами», другие чаще называют «кошельками». Но по мне так это слово из эпохи биткоина, когда блокчейном только и можно было, что платить. Современные же блокчейны могут даже не иметь функции «перевода токенов» между аккаунтами вообще, такое тоже бывает. Так что инженеры давно стали использовать слова ключ, адрес или аккаунт.

Моя личная боль в Вебе 2.0 — постоянная необходимость заводить везде аккаунты и подтверждать личность. Причём личность у меня тоже может быть только одна, а я хочу много, но об этом поговорим как-нибудь в отдельном посте (готов топить за это!).

Платформы Веба 2.0 пытались решить проблему с помощью OAuth2 и кнопок «Sign in with GoOgLe», но это создало больше проблем, чем решило: гугл знает обо мне еще больше, внезапный бан аккаунта лишит меня половины интернета, ? «бан в гугле» перестал быть шуткой – людям лочат аккаунты за нарушение копирайта потому что они залили на Drive файл, содержащий цифру «0» ну и я банально постоянно забываю через что заходил на разных сайтах и у меня теперь везде по пять аккаунтов.

Я не доверяю гуглу, гугл не доверяет мне (вдруг я спамер), а третья платформа вообще не доверяет никому из нас. Аутентификация — это чистая задача доверия. Каждый из нас должен кому-то поверить, чтобы магия случилась, иначе никак.

Эту проблему пытаются решать и в других идеологиях нового веба, тот же IndieAuth (гиково, не прижилось), но в крипто-вебе3 она решается прям нативно.

Каждый аккаунт это всегда просто пара ключей — приватник и публичник.

В посте про биткоин я объяснял, что приватный ключ вы храните у себя и подписываете им свои сообщения, а публичный показываете всем и любой человек может проверить, что сообщение было подписано именно вами.

Математически нерушимо и весьма удобно (пока вы не спалили кому-то приватный ключ, хехе, тогда вам жопа).

Так вот в Вебе 3.0, где нет центральных органов власти, любое взаимодействие основано именно на таких подписях.

А это значит я могу доказать любому сайту, что это я, просто подписав какую-нибудь случайную строку своим приватным ключём, и мне не надо никаких аккаунтов! Всё мою айдентити он может взять с какого-нибудь чейна, а в ответ выдать мне такой же JWT, как и сейчас.

По сути это то, как сейчас работают убер-безопасные банки, с входом по аппаратным цифровым подписям, но теперь для всех и одним кликом! Причём мы вообще можем разнести фазу аутентификации и авторизации по времени, и первая может происходить за 0 кликов, просто по наличию приватного ключа в браузере. ? На самом деле, 0-click auth открывает богатый простор для слежки, так что придётся придумать что-то получше

Дальше еще интереснее: привязанная к этому адресу личность может заранее «зарегистрировать» себя, то есть хранить айдентити на одном из блокчейнов. Авторизующий сайт вполне может теперь получить оттуда базовую инфу о моем профиле типа никнейма и аватарки, но более того — репутацию аккаунта.

Хочешь быть анонимом — окей, вот тебе быстрый доступ в рид-онли. Хочешь зарегистрироваться нормально — заводи полноценный профиль на блокчейне (да хоть в зашифрованном виде) и следи за его репутацией.

Причём профилей должно быть много! Ну это я снова о своём.

💣 И совсем бомба для гиков: мы можем делать авторизацию без аутентификации, что даже звучит немножечко нелегально, но по факту так и работает любой блокчейн.

Почему же у нас сегодня нет такой классной системы с репутацией, если она так прекрасна? Пфф, да потому что кто будет решать, когда аккаунт достоин повышения или понижения? Центральная власть — тогда это ничем не отличается от гугла. Децентрализованная сетка — тогда любой сможет накрутить её.

Ой, что это у нас тут опять вырисовывается? Проблема доверия? Отсутствие даже возможности создать такую IT-систему, потому что ее участники моментально её сломают?

Вот бы у нас был такой инструмент, который умеет решать такие нерешаемые задачи! Ууу, я даже не знаю :3

Будет вам на подумать. Если вы прочитали пост с начала — пара решений уже должна прийти в голову.

Такой вид логина уже наполовину работает на многих «Веб 2↔3» сайтах, типа того же OpenSea, но там пока всё жестко привязано к «кошелькам», а они по сути те же платформы. Так что не считово, будем изобретать дальше.

Конечно, по дороге придётся решить кучу проблем, например логаут или смену пароля ключа, но мы уже проходили всё то же самое с OAuth2 и набрались опыта.

Так что даже если даже весь Веб 3.0 спишут в мусор, но оставят авторизацию — я уже буду доволен! (и IPFS еще, пожалуйста)



4 комментария
5
Коба Дмитрий

Последний абзац: "... даже если даже ..."

1
Иван Федотов

на картинке с кнопками для авторизации есть кое-что запрещенное..... может удалить?

1
Alexander Denisenko

ключЁм -> ключОм

0
Вадим Нестеров

Всё мою -> всю

Теперь по больному.

Веба 3.0 хоть в каком-то юзабельном виде нет даже на горизонте. Как я говорил в самом начале, это всё еще набор неподходящих друг другу частичек пазла и каждый разработчик сейчас занят своей прелестью, агрессивно игнорируя остальные.

Самое же печальное — мне кажется, мы не успели.

Интернет балканизируется и разваливается на части на наших глазах. Да и мир тоже. Если раньше за истории про отключение Гугла или Слака меня называли параноиком, то теперь, когда половина моих друзей заняты спасением сторисов из инстаграма, а вторая переводом своей компании на self-hosted софт, как-то не называют...

Веб на наших глазах из глобальной всеобъединяющей сети превратился в такой же политический инструмент, как нефть или визы, а мы так и не успели сохранить его независимость и устойчивость как раньше. А значит проебали.

При этом у нас уже есть децентрализованные DNS, есть замена SSL-сертификатам и регистраторам доменов на блокчейне, которые больше не отключаются указом какого-то одного президента, есть отличный IPFS, чтобы раздавать файлы даже после гибели центрального сервера.

Лет пять уже всё это есть. Но была ли хоть одна из этих штук добавлена хоть в один браузер? Да хер там. Даже крипто-ориентированные поделия типа Brave в основном сфокусированы на продаже своей крипто-рекламы, чем на популяризации нужных технологий.

В крипте, блять, где деньги берутся из воздуха, они пытаются заработать свою копеечку на банерах и серых манипуляциях с реферальными ссылками.

Какой же стыд, ну.

Мы, как человечество, даже не стараемся. Гонконгских и Белорусских протестов нам не хватило, чтобы в АппСторах наконец-то появился децентрализованный месседжер с человеческим интерфейсом. После блокировок инстаграма никто не побежал допиливать Fediverse, чтобы нормальные люди смогли наконец-то отвязаться от централизованных платформ, что решило бы проблему навсегда.

Нет, блять, все бегут в тот же телеграм, создатель которого даже не отрицает факт того, что он о чем-то там договорился с ФСБ.

Даже если я сильно сейчас захочу сделать свой личный бложек неубиваемым (unstoppable, как любят говорить крипто-бро), даже при всех моих знаниях, я просто не смогу. Для трёх гиков смогу, но для тысяч обычных людей без криптоплагинов и федиверса — нет.

Тотальный стыд. Роскомнадзор победил. Мы — проиграли.

Сами блокчейны в 2022 году да, стали апогеем нашей технической мысли (я даже без сарказма, я вижу это изнутри), но их популяризацию останавливают две проблемы. И нет, это не курс бетховена, толпы тупых фанатиков или вездесущие регуляторы.

Проблема 1. Блокчейны только и делают, что воюют друг с другом. Все дико заняты изобретением СвОиХ БоЛеЕ ЛуЧшИх ЧеЙнОв и новых крипто-кошельков для NFT. На этом идеи заканчиваются. Я только за конкуренцию, но это же не она, это какие-то детские обидки в песочнице чья лопатка делает куличи красивее. Потому за 10 лет прогресса внутри дохера, а снаружи — ноль.

Проблема 2. Тут всем крайне не хватает нормального UX/UI. Да и вообще продукт-менеджеров и дизайнеров. Всё делается гиками для гиков, которые не подпускают к себе «чужих». Даже матёрые дизайнеры сдаются и уходят рисовать очередную карту метро. Продуманные юзкейсы и нормальные интерфейсы есть только для самой верхушки айсберга – криптокошельков да NFT-порталов, а остальные 99% выглядят как «дали консоль и крутись как хочешь». ? Спасите нас кто-нибудь!

Короче, никакого Веб 3.0 пока нет. Он может и будет, но когда-нибудь, а нужен бы уже сейчас.



6 комментариев
3
Artem Mizin

« Самое же печальное — мне кажется, мы не успели.»
И не успели мы потому что простой люд распробовал интернет, в корпорации уже пустили корни уже слишком глубоко. Не могу представить что должно произойти чтобы эта монополия сломалась, как перетащить всю эту ораву в «светлое будущее интернета».
А статья бомба, вастрек как всегда хорош

3
Kirill Proskurin

у нас например есть децентрализованный мессенджер (пока как веб-приложение) - https://messenger.rarible.com/ функционала немного, но будем активно допиливать

0
Даня Меркулов

Ну и важно отметить, что IPFS работает в Brave.

1
Viktor Panichkin

Вспомнил лекцию по Design Interactive Systems(https://youtu.be/tj5UHUhgGJc?t=2028), как раз описывающую вторую проблему. Мы просто на слишком раннем уровне, после будет использоваться для бизнеса, как возможность сохранить денег, а потом станет доступно всем. Рекомендую видео вверху к просмотру

6
Даниил Жеренков

Тут всем крайне не хватает нормального UX/UI. Да и вообще продукт-менеджеров и дизайнеров. Всё делается гиками для гиков, которые не подпускают к себе «чужих».

Я далек от сути трендов в веб 3.0, однако не думаю что проблема интерфейсов это прям серьезная причина, почему мы все еще не в блокчейн киберпанке. Если взглянуть на популярные интерфейсы веб 2.0 среди них много пиздеца. Тот же ФБ бузинес манагер имеет настолько упоротый в хламину UI/UX, что существуют десятки (если не сотни) сервисов, которые являются прослойкой с более нативным дизигном. Но они появились ровно потому, что "мыши плакали, но продолжали жрать кактус", а не потому, что этими сервисами никто не пользовался и нужен был вменяемый интефрейс.

Мой продуктовый опыт и исследование этих вопросов как раз говорит, что чаще всего людям насрать на удобство (или оно как минимум не в топ приоритете), если это действительно отвечает их проблемам/запросам.

0
Василий Кузенков

Дело в том, что для большинства DAPPs требуется много дополнительных телодвижений за сомнительную ценность для обывателя, ты нажимаешь кнопку, тебя перекидывают на страницу кошелька, где говорят, что чтобы авторизироваться, приложению нужны данные о твоем кошельке и еще оно может инициировать транзакцию. И все, типичный страус в песок голову, а лемминг под колеса локомотива сложности вашего web3.

Что мы можем точно сейчас сказать — Веб 3.0 не заменит 2.0, все эти циферки лишь сбивают с толку. Он будет существовать рядом (или над ним, как кому приятнее) и решать задачи более высокого уровня. «Интернет» и «сайтики» так и останутся в наших любимых браузерах на наших любимых технологиях.

Всё остальное — тотальная неопределённость и продолжающиеся эксперименты. И если инженерам и исследователям легко жить в неопределённости, то простых людей она просто пугает. Именно поэтому вокруг столько оккультистов с их новоиспеченными религиями, которые легко всё объясняют.

Не ведитесь. Легко не будет.

Прибавьте к этому всему техническую сложность (блокчейны пилить сложно и долго) и постоянный информационный шум как кто-то купил NFT-обезьянку за лям — вы получите то, что мы имеем сейчас.

Хорошие новости в том, что простому человеку может быть легально наплевать на Веб 3.0 в той же степени, в которой ему наплевать как работает любая другая система «с доверием» — например, уборка мусора в городе, или доставка продуктов в супермаркеты.

Пока они работают — вам и должно быть на них наплевать. Для других же это может быть вопросом всей их жизни, что тоже нормально. Потому вокруг Веб 3.0 такая биполярочка — одни кричат, а другим насрать.

Таков путь.

Увидимся еще через 5 лет



Комментировать

Может быть я стал YES-MAN'ом, но с годами я понял, что критиковать и сраться — легче всего. 99% людей не проверяют факты, они просто поддерживают самого громкого. А 99% идей всё равно провалятся. Так что если я буду просто громко срать на всё вокруг, в 99% случаев я буду прав и популярен. Но сам умнее от этого не стану.

Потому я начал для всего искать свои области применения.

Не люблю давать прогнозы, но люди часто просят поделиться своими мыслями, так что держите (через месяц они точно изменятся):

  • Веб 3.0 не заменит 2.0, он войдет в нашу жизнь с другой стороны. Как только наконец-то появятся юзабельные тулзы — никто даже не будет догадываться блокчейн там или нет, как никто щас не думает PostgreSQL внутри моего сайта или MongoDB.
  • Веб 2.0 станет «браузером» в 3.0. Как те же Госуслуги стали для всех «браузером» в мир бюрократии. Мы не думаем как оно работает внутри, мы просто оформляем загранпаспорт.
  • Первым в веб3 зайдет не банкинг, а игры и порно. Они вообще во многие двери заходят первыми.
  • Биткоин единственный из Proof of Work не умрёт — он нужен как золотой стандарт + приманка для регуляторов и «зелёных».
  • Блокчейны научатся общаться между собой — только тогда начнётся настоящий «веб», а не куча воюющих сетей как сейчас.
  • Если вы хотите примеров более приземлённых «систем-с-доверием», которые сейчас работают хуёво и выиграют от блокчейна моментально: DNS, домены и выдача SSL-сертификатов. С последними так вообще боль.
  • Было бы прикольно посмотреть на веб3-браузер, хотя это и оксюморон. Но я уже готов увидеть как работает блокчейн-DNS из коробки, как сайты авторизуют меня по приватному ключу, а браузер автоматически переключается в режим TOR, когда это нужно. Сам же браузер может быть нодой, Proof of Stake позволит делать это даже не сжигая батарейку вашего ноутбука.
  • Главная проблема Веба 3.0 для меня — отвратительный UX. Пока не будет нормального UX/UI, все эти гениальные вещи будут никому не нужны.
  • Мы всё равно все умрём, забейте.

Хотя я не отрицаю сценарий тотального апокалипсиса и отката в каменный век, но если хотя бы одна из идей «чуть более децентрализованного веба» получит популярность у широких масс, пускай даже без блокчейна, я уже буду рад и первым же побегу интегрировать это во все свои проекты.



3 комментария
2
Vladimir Bodrov

На случай апокалипсиса всегда есть тёплые и ламповые короткие волны и AMPRNet. Я не очень удивлюсь, если блокчейн проберётся и туда, хотя в текущем международном правовом поле это противозаконно. Любое шифрование на ридолюбительских волнах запрещено, но мы же тут про апокалипсис…

1
Антон Тищенко

DNS, домены и выдача SSL-сертификатов
А есть какие-то примеры использования blockchain в этом направлении? (А то гуглятся какие-то теоретические статьи или реклама)

0
Aleksandr Kwaskoff

Антон Тищенко, самые первые были вот эти https://emercoin.com/en/emerdns/ и любые "графены" (где в блокчейне были именно аккаунты, они же адреса, они же домены: BitShares, Steemit, EOS)
Популярными стали вот эти https://ens.domains/
Ну а после появилась уже тьма разных - там допиливали детали, но инноваций уже особо не было.
Какого-то массадопшена пока не произошло🤷‍♀️

Комментарии 👇
Vladimir Bodrov 21 марта 2022 в 11:37 #
31

Очень крутой материал, как всегда. 👏

Очень хотелось бы увидеть в рамках обсуждения веб3 о "Контрактных юристдикциях", но идея их очень близка идее Метавселенных. Как я это понимаю, по крайней мере. Пока еще разбираюсь.

Новые системы редко заменяют старые, скорее они появляются рядом (И часто сбоку, как любит говорить Левенчук) и перетягивают аудиторию на себя, старая система не обязательно при этом умирает.

То что сейчас в мире происходит может быть не конец интернета, а катализатор для создания нового. Ну все по кривой Роджерса. Сначала гики-ранние последователи, потом и все остальные.

Когда-то тунели VPN поднимали только гики, сейчас есть инструменты для включения "одной кнопкой" и никто (99%) не интересуется, что там "под капотом".

В конце-концов, до сих пор в 21 веке ежегодно отправляется больше десятка миллионов телеграмм. Не сообщений через мессенджер Паши Дурова, а тех что металлическими ключами по проводам долбят.

Игорь Алентьев 21 марта 2022 в 13:02 #
14

Дорогой Вастрик, как всегда огромное спасибо за офигительный пост.

Евгений Семикашев 21 марта 2022 в 21:18 #
5

Игорь Алентьев, Боже мой, как это мило:
"8 часов назад из Yerevan, AM"

laurynas mar 22 марта 2022 в 09:23 #
5

Respect! Very useful article. A lot of thoughts.

Jipok 22 марта 2022 в 10:00 #
13

Как мне кажется, если человек не шарит в этих ваших блокчейнах и defi, то эта статья не поможет. Только понять что всё это пытается решить проблему с доверием. А в остальном, про те же токены только больше запутает.
Про nft начиналось отлично, а закончилось мраком про игры. Если бы там было упоминание какого-либо проекта, то подумал бы что автор очередной продавшийся блогер или раскручивает свой nft-скам. Кмк нынешние игры с nft для человечества хуже любого казино. Радует что пользователи дискорда проголосовали рублём и эту мерзость не затащили в приложение.

Предпоследний раздел "Я всё равно ничего не понял!" замечателен. Только его бы и рекомендовал читать.

По поводу "Веб 3.0 не заменит 2.0". Мне кажется что веб 2.0 умрёт. Как это произошло в китае. Остальные группы государств пойдут по тому же пути. Нам либо с помощью веб3.0 или чего-то подобного спасаться, либо все будем сидеть в аналогах вичата ибо больше ничего не останется.

Dmitrii 'Mamut' Dima 22 марта 2022 в 11:50 #
6

Мы снова переизобретаем на блокчейне то, что уже умеем. Пытаемся натянуть крипто-сову на глобус.

И еще будет переизобретено много чего. Потому что часть народа - техномаксималисты, уверенные, что технологии решают все, просто потому что это технологии. А потом внезапно оказывается, что то, что мы умеем, - оно не на пустом месте именно такое.

Ну говоря уже о том, что нецифровому миру как-то плевать на мир цифровой, пока нет.. централизованных посредников :) Монополии на насилие, вот это всё.

Andrew Gurinovich 22 марта 2022 в 11:58 #
24

Я прочитал статью, честно. И мне было больно читать.

Сейчас web3 это всегда попытки заработать и взымать комиссию за то, что ты онлайн. 99% статей про web3 это попытки что-то продать. И если ты сидишь в интернете достаточно долго, то уже одно упоминание web3 заставляет глаза закатываться.

А еще - как сказано в посте - блокчейн не решил ни одной real world проблемы, всегда есть решения лучше. "Blockchain is a wrong answer to any problem"

Aleksandra Usacheva 22 марта 2022 в 15:26 #
3

Охуенно! Первый материал что развил какое-то отторжение ко всем этим технологиями и приоткрыл глаза на потенцевал который так и не реализуют (хах, человеки!)

Спасибо!

Aleksandra Usacheva 22 марта 2022 в 15:29 #
0

Редактирования комментариев не завезли, блокчейн же. Разумеется имелось в виду "не развил".

Samat Kurmanov 22 марта 2022 в 16:34 #
0

Монументально! many thanks^^

10steps 22 марта 2022 в 16:52 #
2

А я сильно плюсану за это:

"Может быть я стал YES-MAN'ом, но с годами я понял, что критиковать и сраться — легче всего. 99% людей не проверяют факты, они просто поддерживают самого громкого. А 99% идей всё равно провалятся. Так что если я буду просто громко срать на всё вокруг, в 99% случаев я буду прав и популярен. Но сам умнее от этого не стану."

Элементарно, но так точно объясняет если не всё, то многое.

Anna 22 марта 2022 в 18:46 #
6

Я не понимаю как и откуда может взяться хороший UX, когда вся концепция подразумевает, что на этом гораздо труднее зарабатывать. В централизованном вебе все просто. Мы делаем платформу, она становится популярной и мы начинаем на этом зарабатывать. В децентрализованном вебе платформа нам не принадлежит. Заинтересованного лица нет.

Я что-то упускаю из виду?

Jipok 22 марта 2022 в 19:34 #
0

Anna, выпускают свой токен для управления. В случае DEX без этого вроде никак. Ну и часть токенов конечно же принадлежит команде создателей.
Вот пример биржи и её токена с указанием долей владения: https://biswap.org/bsw_token
Очень даже не малые деньги крутятся в этой сфере. Да и конкуренция огромная, так что приходиться хоть как-то завлекать людей. Хороший ux это минималка, хотя я не сказал бы что у того же biswap'a хороший ux.

Dmitry Miroshnichenk 23 марта 2022 в 08:37 #
0

Спасибо за ссылочки на разные проекты, открыл для себя дивный новый мир. Поставил себе nextcloud, как раз думал куда переезжать с гугла и где хранить заметки.

Ярослав Хори́щенко 23 марта 2022 в 12:58 #
2

Шёл 2022 год. Люди строят Web3, Метаверсы, супер распределенные системы. А мир IoT все так же всратый) Спасибо за пост!

Yury Kupriyanov 24 марта 2022 в 10:49 #
1

Спасибо за статью и ссылки на разные проекты.

IoT + matrix + IFPS далее пилим ICO......и будут деньги на нормальный UI\UX

Ваня Ливадный 24 марта 2022 в 13:48 #
5

Спасибо, Вастрик, охуенно. Какой же ты умный, я тоже так хочу.

Станислав Будаев 25 марта 2022 в 15:14 #
4

Никакая запись нигде, ни в каком виде никому ничего не гарантирует, потому что всегда были, есть и будут люди (да и всё живое в целом), желающие (и способные) получить то, что им не принадлежит по существующим соглашениям, и эта проблема не решаема, в принципе. Насилие у нас в ДНК, "эволюцией" называется. Сильный ест слабого, чтобы выжить, а когда сильный становится слабым его съедает новый "сильный" и он становится новым арбитром и гарантом соглашений. До каких-то пор.
"Мы всё равно все умрём, забейте".

Сергей Филин 30 марта 2022 в 10:33 #
1

I
T
I
S
W
E
D
N
E
S
D
A
Y
M
Y
D
U
D
E
S
!

Павел Войтехович 31 марта 2022 в 14:39 #
1

А можно пожалуйста восстановить(либо сделать другую) подборку по критпе в informate.
Заранее благодарю.

Egor Mikhalchenko 31 марта 2022 в 18:05 #
3

телеграм, создатель которого даже не отрицает факт того, что он о чем-то там договорился с ФСБ.

А можно ссылку? Мне казалось, это всё-таки только догадки, хоть и очень правдоподобные, когда правительство советует идти в Телеграм

Gleb Polushkin 08 апреля 2022 в 03:43 #
0

Вастрик, хорошая статья. Фон заголовка прямо маслом по ностальгическому web 1997.

Владислав Вересов 12 апреля 2022 в 11:24 #
0

Прочитал с удовольствием, большое спасибо!

Владимир Кондратенко 27 ноября 2022 в 17:08 #
0

Интересно, какое государство первым поделится монополией на бюрократию / эмиссию бабок с какой-то кучкой криптонаркоманов?

Еще? Тогда вот