✏️ ️Посты 🌍 Путешествия Подписаться 👍 Донат
🔍
👤
17 ноября 2019
Как работает Wi-Fi в самолете над атлантикой?

Пишу эти строчки на высоте 11,335 метров, только что миновав Гренландию. Странные ощущения.

Да, сеть отваливается, странички приходится обновлять по два-три раза, да скорость не выше 64 кб/с потому что я не доплатил $19 за пакет мегабайт. Какой нищеброд, кибербульте его.

Но бля.

Я сижу в мягком кресле, движущимся по небу со скоростью 820 километров, мать твою, в час, и щас еще буду ныть, что спутник из сраного космоса слишком медленно грузит мне мемы?

Нет, интернет ещё не настолько меня очерствил.

Я решил выяснить откуда же вся эта роскошь берётся и написать этот пост.

Оказалось, есть два варианта.

В США практически любая авиакомпания умеет в Wi-Fi — там это настолько давно развито, что любой американский ребёнок устроит скандал, если не сможет стримить летсплеи по майнкрафту пока летит к бабушке в Мичиган.

В Европе Wi-Fi только появляется у крупшейших авиакомпаний типа Бритишей, Туркишей, Люфтганзы и Air France. Хайп на Wi-Fi начался позже, плюс есть куча лоукостеров, которым это нафиг не надо.

В остальных частях света как повезет.

Когда вы летите над сушей, скорее всего интернет вам доставляют снизу с помощью специально модифицированных вышек сотовой связи. Снизу и по бокам вашего самолёта торчат специальные антенны, которые ловят их сигнал. Скорее всего вы даже их не заметите, ведь антенн на самолёте жопой жуй, потому я приложу фотку.

Самолёт постоянно держит соединение с одной или несколькими из вышек, чтобы минимизировать задержки. Отдельным приколом технологии является то, что на самолётных скоростях оказался реально заметен эффект Доплера. То, что самолёту кажется сигналом в 900 Мегагерц, на деле может быть волной на 850 просто потому что она движется навстречу. Инженерам пришлось что-то с этим делать, так что вот вам задачка на дом — придумать решение.

Плюс наземных вышек том, что они дешевы и для полного покрытия их надо не очень много — на всю Европу, например, всего 300 штук. Они соединены в сеть, которая называется European Aviation Network и это единственная в Европе сеть без привязки к стране, что даже кекабельно. В США то же самое делает Gogo, а вся технология называется ATG (Air-to-Ground).

Вот примерная карта вышек для той же Европы. Любители игр от Ubisoft могут их захватить чтобы пройти на следующий уровень:

Карта наземных станций европейской сети
Карта наземных станций европейской сети

Скорость такого интернета приличная, особенно когда нет облаков. Сети последнего поколения обещают скорость до 15 Мб/с. Говорят, что это на человека, но мне не удалось найти более точную пропускную способность и на сколько пользователей она рассчитана.

Зато цены весьма ок: за $3-10 можно смотреть ютюб весь полёт. Некоторые авиакомпании типа Туркишей даже начали раздавать такой Wi-Fi на своих континентальных рейсах бесплатно.

Вышек по всей атлантике не нафигачишь, потому пришлось подключить к делу спутники. В принципе история аналогична обычной спутниковой тарелке, как у вашего деда на даче чтоб футбол смотреть.

Главной проблемой спутниковых тарелок всегда было то, что их надо направлять строго на экватор — именно там у нас висят все спутники связи. Мы синхронизировали их с вращением планеты, иначе бы они постоянно мотались по небу и хер их поймаешь.

Только щас понял, что это знание постыдно много раз пригождалось мне для навигации в незнакомых городах: смотришь куда направлены спутниковые тарелки — значит там экватор, а нашем случае юг. Как мох. Даже как-то стрёмно признаваться.

Вернёмся к самолётам. У них есть проблема. Дача вашего дедушки не может резко ебануть направо, а самолёт — запросто. Приходится делать тарелку подвижной и автоматически настраивать её на экватор. Проблема.

Очевидно, что огромную крутящуюся дуру на самолёт не поставишь, потому здесь пришлось выкручиваться с плоскими механизмами в обтекаемых кожухах. На самолётах они заметны издалека, присмотритесь в следующий раз.

Сейчас уже появляются более плоские модели антенн, которые не так сильно выпирают и тем самым экономят топливо.

Кстати, именно поэтому спутниковый интернет в самолёте начинает работать лишь минут через 10-20 после взлёта — его просто не включают пока самолёт маневрирует туда-сюда. Основную же часть полёта он летит почти ровно, хватает просто немного корректировать.

В остальном всё стандартно для спутниковой связи — кидаете в сторону спутника ваш запрос, тот отражает его на землю, где специальная антенна его ловит и отправляет в интернет. Она же принимает ответ и закидывает его назад в космос. Спутник тут как зеркало, отражающее сигналы. Там даже нет протоколов выше канального уровня OSI.

У каждой большой страны уже есть сеть таких тачек.

Фатальная проблема у спутниковой связи одна — огромный пинг. Сигнал пролетает такие большие расстояния, что пинга меньше 0.5 секунд тут в принципе не бывает. Не миллисекунд. Секунд! В игры так не поиграешь, да.

Решения этой проблемы у нас пока нет.

Ещё там навёрнута куча смешных хаков над протоколом TCP, чтобы не ждать подтверждения каждого пакета из космоса, но всё равно иметь целостность данных. Погуглите кому интересно, там крутеешно.

В целом, гонять мемы через спутники можно, но дорого. Потому либо приходится мириться с нищебродской скоростью, зато платишь всего $8 на весь полёт, либо доплачивать за пакеты «быстрых» мегабайт.

Вот как-то так. Попробую сейчас запостить этот пост на сайт прямо из самолёта и буду ждать новую касалетку.

P.S.: Айпишник, кстати, немецкий. Люфтганза всё-таки. Интересно, придёт ли штраф за торрент.



Комментировать
Комментарии 👇
Lukke Armageddon 17 ноября 2019 в 10:28 #
14

Это очень интересно и познавательно :о
особенно забавно про антенны и юг))

Rishad Mustafaev 17 ноября 2019 в 12:29 #
3

А еще можно наебенить локальный интернет на самолете. Накачать туда 100500 фильмов, за 2$ шарить. Вроде кто-то из лоукостеров так и делает. Ниче недоступно, зато смотри кино и сериалы весь полет в хорошем качестве и дешево.

ramwoolf 17 ноября 2019 в 13:12 #
6

Швейцария на карте вышек выглядит как маленький монстр-пельмешка, который ничего себе ставить не желает.
Вангую, что смешные хаки в TCP пришли из все того же CAN

ReDetection 17 ноября 2019 в 13:57 #
2

ramwoolf, ага, я тоже кекнул от того, что там их две на этой карте. Больше евросоюз не смог поставить - сильно дорохо (мой вымысел, конечно).

А Словении ничего не поставили, потому что спиздят (или всё таки поставили и спиздили)

ReDetection 17 ноября 2019 в 13:58 #
0

@vas3k есть идея меншны из блога делать с @ автоматически. так и @ramwoolf может увидеть мой коммент

Максим Родионов 17 ноября 2019 в 14:40 #
3

Плотность размещения антенн на греческих островах поражает

Vladimir Bodrov 17 ноября 2019 в 16:01 #
2

Еще, чтобы не крутить тарелку на самолете на них ставят активные фазированные решетки. Решений пока не много, но будущее за ними.

Vladimir Bodrov 17 ноября 2019 в 17:34 #
0

Rishad Mustafaev, аэрофлот на внутренних рейсах так делает, причем бесплатно. Но качество сервиса как у бесплатного и есть.

Nikita 18 ноября 2019 в 11:33 #
7

Рофляночка про юбисофт зашла :D

volfram 18 ноября 2019 в 11:55 #
5

могу накидать инфы,сделать пост о том как в сапсане инет появляется и в целом как устроенна сетка в нём

Вастрик 18 ноября 2019 в 12:00 #
6

volfram, ебошь. Можно прям сюда.

Tim 18 ноября 2019 в 15:33 #
2

Я думаю на островах оно так плотно разбросано для круизных кораблей. которые тоже очень сильно хотят интернета для пассажиров. и тоже мигрируют с сотовой на спутниковую связь и обратно.

volfram 22 ноября 2019 в 09:11 #
6

Вастрик, ну опишу коротко,тк формат коментов не предполагает. вообщем главное ,это МАР ,он аплинк,в маре едут 8 модемов (4 оператора ,каждый модем работает строго в 3G или 4G ),на крыше сапсана антенны хубер зумер, соответственно на левую и правую сторону .за маром стоит свич,он же комутей между точками ,в каждом вагоне по две точки вафли .ну коротко как то так,ещё есть куча всего типо делителей,серва с киношками,айпадов в подлокотниках бизнеса и тд

volfram 22 ноября 2019 в 09:13 #
0

ещё добавлю что мегафон к этому проекту построил отдельную линию сотовой сети,а симки у них со своим АПН и приоритетом на базовых станциях.

volfram 22 ноября 2019 в 09:23 #
0

а ещё важно добавить что вся эта тема с маром и кучей симок(раньше 16 модемов было ) завязана на агрегации каналов связи в один жирный и стабильный поток.

Еще? Тогда вот